После смерти легендарных владельцев у некоторых музейных экспонатов начинается не менее захватывающая история. Именной наган Василия Чапаева четырежды похищали и возвращали в музей. Последняя кража произошла в 1988 году. В девяностых личное оружие комдива всплыло при нападении на туристов.

«Никакого отношения к Чапаеву это происшествие не имело, кроме утилитарных грабительских целей. Это были просто бандиты. Их схватили и наган был возвращен» , – подчеркнул заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов.

А эти экспонаты посетители музея увидят впервые — ключи от турецких крепостей и городов, взятых русскими войсками в 18 веке. Сначала трофеи висели на стенах собора Петропавловской крепости, позже их передали в музей.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Когда их передавали в 18 веке, особо не церемонились делать дотошные описания, как эти ключи выглядели, сколько их. И просто было написано: «Ключи от Хотина, ключи от крепости Керчь, Еникале», они в описи есть, но мы не знаем теперь, какие ключи от какой крепости», – рассказал заместитель директора музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов.

Шпага Елизаветы Петровны, посмертная маска Александра Суворова, клинок Николая Раевского. Всего 350 самых ценных экспонатов от эпохи Ивана Грозного до нашего времени — представят на выставке к 320-летию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. В 1703 году по указу Петра I по всей империи был объявлен сбор артиллерийских орудий — «достопамятных» и «курьезных».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В начале 18 века понятие курьезное значило – необычное. И вот собирались необычные образцы вооружения. В1703 Петр эту мортиру увидел и приказал ее не переливать о чем свидетельствует надпись вот здесь», – поделился старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Юркевич.

Мортира была отлита в 1605 году при Лжедмитрии московским мастером Проней Федоровым под руководством Андрея Чохова, создателя Царь-Пушки.

До 1917 года здание в первую очередь использовалось, как арсенал, и имело статус оборонительного сооружения. В окна-бойницы в случае необходимости выставлялись орудия. А по пандусам лестницы поднимались техника и боеприпасы. Канаты протягивали через кольца. И только два этажа в восточной были выделены под нужды музея, в распоряжение которого здание передали только в 1938 году.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Сегодня в фондах хранится более семисот тысяч раритетов. И экспозиция постоянно пополняется, в том числе современными образцами вооружения из зоны специальной военной операции.