Ровно 60 лет назад пассажирский лайнер ТУ-124 сел на Неву в самом центре Ленинграда. Это один из семи подобных случаев за всю историю гражданской авиации, когда экипаж сумел избежать авиакатастрофы и сохранить жизни людей на борту и на земле.

Юрий Туйск сделал эти уникальные фотографии примерно через полчаса после происшествия. Снять самолет удалось тайком, у других очевидцев фотопленки изъяли как вещдоки.

21 августа 1963 года неполадки у ТУ-124 начались уже в эстонском небе. После взлета в Таллине у лайнера заклинило шасси. Аварийную посадку готовили в Ленинграде. Но тут у самолета отказали оба мотора. Командир Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев повернули штурвалы в сторону Невы.

Фото: эфир телеканала «Санкт-Петербург»

Рискованное решение и приняли за считанные секунды. Запас высоты, который был у экипажа, порой может быть обманчивым преимуществом. Говорит Дамир Юсупов- тот самый герой-пилот, который спустя полвека после чуда на Неве, посадит самолет в кукурузное поле.

«У нас была маленькая высота, если была бы большая высота, то у нас было бы больше времени, как принять правильное решение, подумать, то есть, проанализировать все. Так же было бы время испугаться и сделать ошибки», – поделился летчик, герой России Дамир Юсупов.

Герой России, Дамир Юсупов объясняет — если моторы работают, борт может приземлиться с точностью до нескольких метров. У экипажа ТУ-124 был только один шанс.

Нет сомнений — напряжение в кабине ТУ-124 достигло предела, когда стремительно планируя к воде, борт пролетел всего в 4 метрах от строящегося моста Александра Невского и скользя по Неве остановился в 25 метрах от Железнодорожного моста.

Еще одним фактором успеха, установили потом при расследовании, стали действия пассажиров во время полета, эксперты оценили их на отлично. Все были пристегнуты, по салону не метались, чем значительно упростили работу экипажа. Дамир Юсупов рассказывает — его экстремальная посадка по ночам ему не снится. И он рад этому. После аварии пилот рвался в небо, чтобы, налетав, как можно больше часов, скорее забыть происшествие.

Фото: эфир телеканала «Санкт-Петербург»

После авиапроисшествий, даже со счастливым концом, обязательно следуют расследования. Потом они становятся учебной основой и для будущих пилотов. И Дамир Юсупов тоже изучал опыт Владимира Мостового и Василия Чеченева, которые посадили самолет на воду в центре Ленинграда. А сейчас на занятиях скрупулезно разбирают не только те 14 секунд над Невой, но и подвиг Дамира Юсупова навсегда войдет в историю мировой авиации.