К саммиту «Россия – Африка» для гостей и горожан подготовили обширную культурную программу. Эрмитаж представил выставку скульптур, объединённых темой социальной роли прекрасной половины населения загадочного континента.
В экспозиции пять деревянных фигур, которые принадлежат трём разным культурам Африки и датируются рубежом XIX-XX веков. Но сюжеты, которыми вдохновлялись авторы, уходят корнями в историю становления культурных традиций.
«Суть женщины – это тайна» гласит популярная поговорка народа манден из Мали. Поэтому женские скульптуры на выставке, работы мастеров трех этнических групп – дан, бамана и моси – хранят в себе немало загадок. Известно, только что статуэтки выполняли разнообразные магические функции. Но всех объединяет одно название – фигуры плодородия.
«Эти скульптуры предназначены для разного рода инициаций. Например, эта скульптура, она принадлежит народу Бамана. Эта скульптура была приобретена очень известным коллекционером Арсеньевым, из коллекции которого она попала к нам в музей. И этот предмет использовался во время юношеской инициации, и он воплощал в себе образ той идеальной красоты, в поисках которой каждый юноша должен был совершить свой жизненный путь», – отметила африканист, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Евгения Аброськина.
Красота здесь, для европейского зрителя, может и неочевидна. Но ведь и мастера южного континента редко стремятся к реалистичности, чаще прибегают к упрощению форм и абстракции. Специалисты считают, что африканскому скульптурному искусству свойствен определенный имперсонализм.
«В какой-то степени в этом искусстве главное красота и форма, как это нам представляется, либо главное – содержание достаточно сложное. И здесь у нас на выставке это описано, и те функции замечательных женских скульптур, которые есть», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Красота в другом. Искаженные и гипертрофированные пропорции подчеркивают движение и динамику. Эстетика африканской скульптуры в ритме этих изображений. Впрочем, экспозиция предлагает не анализировать место этих предметов в контексте мирового искусства, а обратить внимание на их функции и символику. К примеру, в фигуре женщины с ребенком на спине мастер акцентировал внимание на главной женской социальной роли – материнстве.
«Зритель очень мало знает про то, какое место женщина занимает в традиционном обществе в африканской культуре. С одной стороны, есть определенные представления, что она немного жертва — она сидит дома и так далее. И мы хотели показать, каким образом, в том числе в африканском обществе, женщина обладает властью внутри дома, внутри семьи», – отметила африканист, научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа Евгения Аброськина.
В эрмитажных витринах немало подобных редких ритуальных предметов с историей. Первые экспонаты, связанные с культурой коренных народов Африки, поступили сюда сто лет назад. С последним пополнением коллекция искусства с этого континента насчитывает до 250 предметов. Поиск новых экспонатов на аукционах будет продолжен, а в собраниях Эрмитажа станет больше экзотики.