С должным вниманием к российскому императору. В Петербурге отреставрируют памятник Александру III. Тот самый, который городской фолькор, кажется, на века заклеймил острой рифмой «комод – бегемот – обормот».

Только представьте, это первая реставрация за 114 лет. Есть ли в Петербурге еще хоть один монумент с более драматичной судьбой? Он с самого начала воспринимался многими, как насмешка над самодержцем. Успел и в клетке побывать, и на боку полежать, чудом избежал переплавки. Его последнее пристанище – курдонер Мраморного дворца. Но даже там монументальная фигура монарха выглядит, будто сосланная на задворки истории, если смотреть сквозь ограду. И все же это тихое и спокойное место. Император вряд ли его покинет. Зато теперь есть уверенность, что памятник оставлен там не умирать, наоборот, ему подарят вторую жизнь. Может и к лучшему, что рука реставраторов еще не прикасалась к монументу: не надо исправлять прошлые ошибки, и возможности сейчас такие, что можно увидеть мельчайшие изменения как снаружи, так и изнутри.

Рентген, эндоскопия, ультразвук. Царь на диспансеризации. Императора с особой тщательностью, словно космонавта перед полетом, обследуют десятки специалистов, комплексно – с помощью самых современных технологий. Уже известны некоторые результаты.

«Вы можете здесь увидеть трещины. Голова лошади, она постепенно отходит от корпуса. Какой прогресс, насколько быстро, катастрофическая ситуация или нормальная, могут показать только измерения», – сказал генеральный директор компании «Промгеодезия» Владимир Петров.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Благодаря видеозондам, введенным через дренажные отверстия, есть возможность осмотреть императорского першерона от холки до купированного хвоста. Как водится при исследовании подобных исторически ценных объектов, не обошлось и без сенсационных открытий.

«Когда ты понимаешь, почему памятник, толщина стенок которого составляет сантиметр, полтора и весит он тонн 15, Он стоит и не падает, не сминаются ноги, когда ты обнаруживаешь за счет чего это происходит, это маленькая сенсация именно для исследователей, для реставраторов, в понимании того, что он будет стоять дальше», – отметил заведующий отделом технологических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро.

При отсутствии стального каркаса, стойкость монументу придают внутренние ребра жесткости и бронзовое покрытие, толщина которого местами достигает до трех сантиметров. Мощный промышленный цифровой рентген позволят заглянуть в самые труднодоступные места скульптуры изнутри. Аппарат фиксирует невидимые глазу повреждения и возможные очаги коррозии. О нелегкой судьбе памятника говорят и внешние повреждения: утрачен повод уздечки, на теле коня и всадника многочисленны пулевые отверстия, следы от осколков, шашка императора отделена в местах соединения со скульптурой. И это не удивительно ведь судьба скульптуры складывалась весьма драматично с самого момента ее проектирования.

Модель памятника изначально имела неоднозначные оценки. Многих членов императорской семьи образ настолько расстроил, что Николай II как-то даже хотел сослать памятник в Сибирь, чтобы его установили в Иркутске. Но статуя понравилась вдовствующей императрице Марие Федоровне, и памятник решили оставить. И позже установили на Знаменской площади в Петербурге.

Московский вокзал тогда еще назывался Николаевским, а площадь Восстания – Знаменской. И в центре ее возвышалась не стела, а еще один конный монумент города на Неве. На постаменте начертали: «Императору Александру III, державному основателю Великого Сибирского пути». Вокзал был начальной станцией железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Знаменская площадь стала площадью Восстания, а неуместный памятник стали закрывать композициями к революционным праздникам. В 1922 году на постаменте и вовсе выбили стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Наперекор всем превратностям судьбы памятник русскому монарху простоит долгих 20 лет. Пока под прикрытием ремонта на площади его будет решено списать в утиль. От переплавки бронзового императора спасает основанный им же Русский музей, в садах и парках которого он и переждал блокаду и скрывался вплоть до перестройки.

«Были сделаны специальные деревянные коробки, настилы, мешки с песком, таким образом сохранили. Сегодня необходима реставрация, но реставрация будет очень сложной, комплексной. Это будет настоящая научная большая реставрация», – отметила гендиректор Русского музея Алла Манилова.

Реабилитировали его величество только в начале девяностых. Даже даровали возможность совершить путешествие из закрытого двора Русского музея в парадный двор Мраморного дворца. Но и тут ирония судьбы преследовала многострадального императора. Монумент установили ровно на то место, где раньше гордо красовался броневик Ленина.

И вот впервые за долгие годы люди к монументу пришли с профессиональными намерениями. И кажется император это понимает. В ожидании реставрации он провел больше века и теперь готов к оздоровлению. Уже скоро монумент обрастет лесами. Работы по обследованию должны завершиться к осени, чтобы передать эстафету реставраторам. И тогда жизнь бронзового императора разделится на до и после, уверены в музее. Русский царь вновь предстанет таким, каким мы его знаем по учебникам истории – могучим и сильным миротворцем и дипломатом, возможно только слегка помолодевшим.