Дроны в Петербурге с начала мая под запретом. Временно запускать беспилотные летательные аппараты в городе разрешено только госорганам и средствам массовой информации. В то же время спрос на квадрокоптеры в маркетплейсах неуклонно растёт, а разработчики винтокрылых машин по-прежнему продолжают модернизировать свои изобретения.

Эскадрильи роботов-помощников — это сейчас кажется фантастикой, но ведь когда-то и автомобили были чудом, умные летающие машины не боятся пробок, найдут нарушителей парковок, помогут в быту и спасут чью-то жизнь.

В Петербурге запрет на полёты гражданских дронов продлили до 31 июля. Но рано или поздно небо откроют. К этому времени Северная столица готовит свой винтокрылый флот.

«Мы можем использовать его в экстренных случая в том числе для перемещения, например, крови, мы можем использовать дроны для того, чтобы оптимально следить за состоянием городской среды, экологической безопасностью, снег на крышах, транспортные потоки», — объяснил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Экспериментальные полёты начнутся в южной и восточной частях города. Прежде всего роботы займутся доставкой грузов. Потенциальные пилоты уже тренируют вестибулярный аппарат.

Управлять дроном в специальных очках — примерно то же самое, что самому на огромной скорости, хаотично кувыркаясь, нестись по запутанному коридору.

«Вот так, когда ты стоишь, если ты летаешь сидя, тоже ты вот так вот сидишь, вот так вот сидишь, для того, чтобы организму было легче переносить быстрое перемещение дрона», — сказал студент ГУАП Никита Тарасов.

Никита Тарасов — один из студентов лаборатории беспилотных авиационных систем ГУАП. Тут молодые люди собирают и учатся ими управлять.

Летая в городе, дрон не должен врезаться в дом, птицу. Не стоит ему залетать в чужие окна и уж совсем печально будет, если коптер запутается в проводах. Чтобы полёт обошелся без ЧП, человека мало. За дело должна взяться нейросеть.

«Есть свои некоторые технические ограничения, из-за которых соответственно до конца вот такие системы реализовать не получается, там с датчиками либо с обработкой данных нужно решать эту задачу», — отметил заведующий лабораторией беспилотных авиационных систем ГУАП Антон Костин.

За миллионы лет до нас эту задачу решили птицы. Процесс под названием «Мурмурация» — один из самых загадочных явлений природы.

«Вот эта стая огромная во время мурмурации, она летит, как единый организм, но при этом, каждая птица остаётся индивидуальностью, она может совершить определённый манёвр, и этот манёвр сразу будет отражён всей стаей. Встречались стаи, в которых около миллиона птиц», — поделился кандидат биологических наук Павел Глазков.

Разработчикам осталось понять, сколько датчиков повесить на коптер, какими камерами его оборудовать. Это если дроном управляет компьютер. А для пилотов беспилотников, говорят эксперты, необходимо готовить специальную небесную ГАИ.

«Это на самом деле не беспилотный летательный аппарат, это аппарат летательный, пилот которого находится на земле. Для него должны быть требования совершенно такие же, как для малой авиации — он точно также должен ориентироваться, знать все эти правила расхождения в воздухе, небе и так далее», — подчеркнул эксперт постоянной комиссии Законодательного собрания по транспорту и транспортной инфраструктуре Дмитрий Попов.

Специалисты должны разработать систему, в которой будут отображается все дроны — их маршрут и график вылетов.

«Мы должны понимать, что все дроны оснащены системами транспондерами, мы можем их опознать, мы знаем их полётные задания, каким образом это описывается, какие меры воздействия, кто должен их применить, если он отклонился от полётного задания. Вот именно об этом мы сегодня и говорим», — сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.

Чтобы избежать хаоса, говорят специалисты, в небе необходим жёсткий контроль. Правила такие же чёткие, как дорожные. И чем быстрее, тем лучше. Ведь неумолимый прогресс преподнёс нам очередной сюрприз.