С приходом тепла жители крупных городов пересаживаются на электросамокаты. Спрос на их аренду в Петербурге вырос в два раза по сравнению с прошлым годом. Причем пользоваться кикшерингом часто стали и в возрастной группе старше 50 лет.

Впервые слово кикшеринг в России услышали в 2018 году. Это был эксперимент двух крупных каршеринговых компаний, который, впрочем, быстро провалился. Они переоценили спрос и недооценили затраты на техобслуживание самокатов. Впоследствии на те же грабли наступили еще десятки компаний. Развиться из гаражного стартапа до действительно прибыльного бизнеса смогли лишь единицы. В Петербурге, например, с прошлого лета рынок потерял сразу четырех игроков. Прочно закрепились всего три сервиса. Этой весной они даже нарастили суммарный парк самокатов в 1,5 раза: с 21 тысячи до почти 32.

«Просто их операционка становится сильно дорогой, потому что они сами маленькие, а расходы растут. Мы при этом не повышаем тариф. Это, соответственно, не дает возможности им предоставить конкурентную услугу», – сказал операционный управляющий Северо-Западного региона кикшеринговой компании Илья Меркушев.

Более того, кикшеринг – бизнес с ярко выраженной сезонностью. Успешные сервисы развивают сеть по всей стране, осваивая в том числе южные регионы. Это позволяет зарабатывать круглый год. А чтобы оставаться конкурентными на рынке – постоянно трансформируются. Например, сами изобретают более проходимые самокаты или вводят в парк электровелосипеды.

Конкурируют кикшеринги не только между собой. С 2019 года в Петербурге развивается аналогичный стартап – велошеринг. Сегодня это единственная компания в городе, которая позволяет арендовать классический велосипед через мобильное приложение. Парк насчитывает более двух тысяч двухколесных, а сам сервис – более 300 тысяч уникальных пользователей. Это, как говорит один из основателей бизнеса Руслан Каврюков, дорогого стоит. Причем в буквальном смысле. Инвестиции в проект за четыре года уже превысили 150 миллионов рублей.

«Появление новых велосипедов, большого количества электросамокатов, для нас – это плюс. Потому что, соответственно, возникает потребность в велоинфраструктуре. Еще раз подчеркивается необходимость развивать сеть велодорожек», – отметил сооснователь велошеринговой компании Руслан Каврюков.

Получается, чтобы открыть собственный шеринг, недостаточно просто купить самокаты или велосипеды и разработать мобильное приложение. Хотя это само по себе подразумевает колоссальные инвестиции. Для того чтобы бизнес стал успешным, надо подстраиваться под запросы клиентов, заранее просчитывать стоимость обслуживания и, что немаловажно, сотрудничать с городскими властями.