Дом «табачного короля» на Садовой. Одно из зданий в Петербурге, о которых говорят, что именно они создают неповторимый архитектурный фон исторического центра. Именно этот доходный дом в свое время стал рекордсменом, как сейчас бы сказали, по темпам строительства – меньше двух месяцев. С тех пор вот уже почти 180 лет дом остается жилым и хранит историю своего феноменального рождения. Кому и зачем понадобилось «удивлять» скоростью домостроения имперский Петербург? Как и за что архитектор попался на острый народный язык?

То, что произошло в центре Петербурга в 1845 году, вызвало настоящий ажиотаж! Доходный дом купца Жукова на углу Садовой и Гороховой высотой в четыре этажа возвели всего за 50 дней. Толпы зевак часами простаивали, наблюдая за тем, как ведется строительство. Это доставляло огромное удовольствие заказчику – «табачному королю» России Василию Жукову. Его главная цель – прогреметь на весь Петербург – была достигнута.

«Василий Григорьевич Жуков – купец первой гильдии, хозяин табачной фабрики. В каждом городке. В каждом захолустном трактире можно было встретить табак Жукова. Говорили даже так – пойду, Жукова покурю! Состояние Жукова в 19 веке было порядка 20 миллионов рублей. На наши деньги – миллиард долларов!» – рассказал краевед Дмитрий Гамалия.

Автором проекта здания на углу Садовой и Гороховой стал молодой архитектор Николай Гребенка. Имя которого вошло в историю. Злые языки утверждали, что все построенные им дома, на одно лицо. Появилось даже выражение – «строить под одну гребенку».

«Гребенка вообще был уникальный архитектор. Он был архитектор-чемпион. Он построил домов в Петербурге больше всех, кто строил и проектировал в Петербурге. Больше 100 зданий. Это разнообразные по цвету, по трактовке деталей дома, которые создают общий фон городской среды 19 века. А это то, чем в особенности гордится Петербург», – отметил заслуженный архитектор России Владимир Линов.

Во времена Жукова жильцы доходных домов расселялись по этажам в соответствии со своим социальным статусом.

Именно в таком доме жил Макар Девушкин – герой повести Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди». Мы просили заслуженного артиста России Бориса Смолкина побыть в его образе.

«Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют и намочат везде. С самого утра, Варенька, у нас возня начинается, встают, ходят, стучат, – это поднимаются все, кому надо, кто в службе или так, сам по себе. Все пить чай начинают. Я уже описывал вам расположение комнат», – сказал Борис Смолкин.

Сегодня в бывшем доходном доме Жукова проживает 285 наших современников в 54 квартирах. Большая часть из них – в коммуналках, нарезанных из некогда огромных господских квартир.

«Я въехала сюда в 1985 году. Здесь семь комнат. Когда я въехала, на тот момент было очень много людей. И 13 и 14 и 15. Квартира была очень веселая, шумная», – говорит жительница дома Валентина Коваль.

«До революции она была огромной и занимала две квартиры. В одной – восемь комнат, в нашей – пять. В нашей квартире была кухня, столовая и гостиная. И с нашей стороны приходили люди в гости к хозяевам. А вот со стороны 25 квартиры – там было жилое помещение для хозяев. Там и спальни и детские и все прочее», – рассказала жительница дома Наталья Холодная.

Увы, аутентичных внутренних деталей в квартирах не сохранилось. До наших дней дожил только оригинальный фасад. Тем не менее, само здание по-прежнему невероятно прочное.

– А вот какие-то строительные технологии времен Гребенки сохранились до наших дней?

– Да, именно в работах Гребенки и других архитекторов середины 19-го века стало широко применяться использование металлических конструкций вместе с кирпичом. Кирпичная кладка усиливается прокладками из металлических листов.

– И сейчас так делают?

– И сейчас так делают. Это называется армирование кирпичной кладки. Поэтому мы имеем дело с очень качественно выполненным зданием. Очень прочным по несущим конструкциям.

Прошло уже 178 лет с момента удивительной супер-скоростной постройки дома №31 по Садовой улице. Несмотря на все опасения скептиков, он до сих пор крепок, бодр и щедро делится историями из своей жизни. Чтобы их услышать, нам надо всего лишь немного замедлиться и прислушаться к голосам, которые еле слышно звучат из старых окон.