Энциклопедия русской жизни. 190 лет назад, в 1833 году, вышло первое полное издание романа в стихах «Евгений Онегин». Работу над ним Пушкин называл «подвигом» и определил своё произведение как «собранье пёстрых глав». Какие тайны скрывают всем известные строки и сколько заняло у поэта написание шедевра.
Александр Сергеевич Пушкин писал «Евгения Онегина» 7 лет 4 месяца и 17 дней. Публикация романа обернулась для него большим коммерческим успехом, так как каждая глава издавалась отдельной книгой.
Читатели с нетерпением ждали выхода следующей главы. А в героях узнавали себя. В Татьяне видели Марию Волконскую и Анну Керн. В Онегине – Александра Раевского, в Ленском – Кюхельбекера, в Авторе – самого Пушкина. Хотя поэт в наброске к роману изображает повестователя стоящим к зрителю спиной.
«Исследователи до сих пор спорят и пытаются понять, кто скрывается за автором. Многие приходят к выводу, что это сам поэт. Потому что очень много деталей Пушкин из своей жизни упоминает, он как бы дарит своих друзей, детали своей биографии», – рассказала заведующая сектором методической работы всероссийского музея А.С. Пушкина Наталья Блинова.
В соединении реального и вымышленного миров, по мнению исследователей, и заключается очарование романа в стихах. Не случайно Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Мы узнаем, что ели, как одевались, что читали дворяне того времени.
Необычен и сам сюжет. В отличие от классических романов, которые заканчивались свадьбой или смертью персонажей, повестование «Евгения Онегина» как будто обрывается, заставляя читателей гадать, встретятся ли Татьяна и Онегин ещё в будущем. Нет здесь и трудностей, которые бы приходилось преодолевать двум влюбленным.
Сначала Онегин принимает любовь Татьяны за увлечение наивной, восторженной девушки, начитавшейся романов, а потом она не верит в искренность его чувств, думая, что тот хочет соблазнить светскую даму. В монологе Онегина, получившего любовное письмо Татьяны, современные исследователи видят не «проповедь», а максимально деликатный ответ, который был возможен в той щекотливой ситуации.
Кажется, исследовали каждую строфу первого и единственного русского романа в стихах. Тем не менее в тексте еще есть так называемые «темные места», которые так хочется разгадывать.