Первый заработок – с четырехлетнего возраста. В Петербурге прошла ярмарка молодых предпринимателей под названием KIDS BUSINESS. Все по-взрослому и максимально приближенно к реальности. Дети не просто продавали выпечку, украшения, магниты, но просчитывали стратегии и создавали уникальные торговые предложения.
Даня Михайлов пошел прямо в народ. Говорит, стол неудачно расположен. Люди идут мимо. А он столько всего сделал на 3D принтере, что даже жалко yt продать. Хотя все затраты школьник уже окупил.
«Катушку я уже отбил. Фигурки по себестоимости не очень много стоят, а можно продавать их за нормальные деньги. По себестоимости, может быть, 10 рублей, получается, а продается за 150 – понимаете, да, о чем я», – рассказал участник фестиваля Даня Михайлов.
На ярмарке собственная валюта – ларик. Один ларик – 50 рублей. Чтобы выйти в плюс, нужно не только все тщательно просчитать, но и придумать уникальное торговое предложение. Допустим, здесь строительная площадка для детей. Конкурентов нет.
«Организаторы говорили, что нужно сделать что-то, что любит ребенок сам, во что он любит играть сам. Сашка любит играть в песок. Соответственно, пришла идея такая. Я
сначала хотела песок какой-нибудь красивый, покупной, красный, и так далее. Но тогда это было бы совершенно неокупаемо, поэтому пришли как-то к обычному песку. И все», – отметила участница фестиваля Елена Самошкина.
Привезли то, что было, с дачи. А вот эти участники – готовую выпечку из собственного магазина. А еще VR-шлем из дома. Cдают его в аренду. Предприниматели – мама, папа и две дочери.
«Это, знаете, как в анекдоте, где «оборотка бешеная, но прибыль еще не считали». Но зато нам весело. И дети при деле. В моем детстве такого не было, я вырос с мыслью, что надо быть наемным сотрудником. А став предпринимателем, я понял, что можно по-другому. Я хочу, чтобы у детей был выбор», – сказал участник фестиваля Андрей Чанкин.
И правил особых нет. Главная цель ярмарки – чтобы все получили удовольствие. А еще научились обращаться с деньгами. Именно поэтому для желающих проводятся также лекции, мастер-классы. И поскольку фестиваль KIDS BUSINESS уже девятый, организаторы с радостью делятся результатами.
«Мои дети в среднем зарабатывают по 3,5-4 тысячи за ярмарку, то есть это их регулярный такой доход, довольно крупный доход без учета инвестиций. То есть они понимают, что если полторы тысячи или две мы им инвестировали, им нужно нам отдать, родителям. Плюс, если они приглашают помощника, помощник тоже оплачивается», – объяснила организатор фестиваля KIDS BUSINESS Александра Лари.
А еще, по наблюдениям экспертов, пока одни участники на ярмарке тут же тратят всю прибыль, другие ее откладывают и планируют бюджет. Это две разные стратегии поведения. И, как правило, они зависят от опыта детей. Чем чаще они играют в такое предпринимательство, тем больше начинают ценить заработанное.
«Хочется накопить на свою мечту. Я хочу себе планшет – он 13 тысяч стоит», – сказала участница фестиваля Миланика Колесникова.
«У меня мечта, я хочу на хоккейные сборы, это стоит 55 тысяч и еще на жилье», – добавил участник KIDS BUSINESS Слава Островский.