«Рахманинов и (не) его время». В Петербургской филармонии стартовал Фестиваль русской музыки, посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора. Название фестиваля неслучайно. В нем заключен один из главных парадоксов творческой биографии Сергея Рахманинова.

На сцене большого зала Филармонии звучит последнее сочинение Рахманинова «Симфонические танцы». Это сложнейшее творение – как по замыслу, так и по средствам воплощения. Созданное за три года до смерти, оно подытожит весь творческий путь композитора. И в каждой его ноте слышится тоска по Родине.

О том, что на сцене прогон говорит только отсутствие в зале зрителей и то, что музыканты не в концертных костюмах. А музыку Рахманинова нельзя исполнить иначе как с исключительной искренностью, считает известный российский дирижер Владимир Федосеев.

«Для меня Рахманинов просто бог. Его только русский музыкант может исполнять, по-настоящему, я думаю. Потому, что в этой музыке плач по Родине все время. Для меня в таком смысле Рахманинов видится», – отметил художественный руководитель оркестра имени Чайковского.

На фестивале прозвучат не только сочинения Рахманинова. Во втором отделении первого дня, например, исполнят музыку другого выдающегося композитора – выпускника Петербургской консерватории Прокофьева. Зрители услышат его бессмертную классику – сюиту из балета «Ромео и Джульетта» в редакции Владимира Федосеева.

«Сегодняшняя программа концерта открытия показывает наш фестиваль в одной из его ипостасей – Рахманинов и, в данном случае, его время. Потому, что Сергей Прокофьев – младший современник Рахманинова, соответственно он в программе сегодняшнего концерта, в отличии от ряда других концертов именно времени Рахманинова», – пояснил заместитель художественного руководителя Филармонии Евгений Петровский.

В фойе филармонии открыли выставку, дополняющую атмосферу фестиваля. Это коллекция уникальных афиш разных лет, которые зазывают слушателей на известные исполнения Рахманинова выдающимися музыкантами в Большом зале филармонии.

Впрочем, Фестиваль включает еще и обширную образовательную программу – к примеру, лекции от специалистов истории искусств музыкальных вузов. А главное, по мнению организаторов – фестивальная неделя напомнит о важнейших датах из жизни композитора – его рождении и смерти. В эти дни для зрителей предусмотрена специальная программа.