«Максимально Горький». Многозначительное название получила выставка, которая сегодня открылась в Музее политической истории. Эскпозицию посвятили 155-летию со дня рождения великого писателя, драматурга, публициста и общественного деятеля.

Это редкость – на выставку писателей начала 20 века материалы приходится отбирать, а не выискивать. Максим Горький даст фору многим современникам, фиксировался, можно сказать, каждый его шаг. Поэтому и фотографий и газетных статей – множество. Если говорить кратко, историки резюмируют – он ненавидел царизм и желал революции. И в идеологии Маркса и Ленина видел только хорошее. Сила Коллективизма, развитие промышленности. Его воспринимали не только как писателя, хотя политиком не называли.

«Трактовка одного итальянского исследователя, что Горький – это политический философ. Однажды Ромен Ролан задал Сталину вопрос: почему он делит писателей на ученых писателей и просто писателей. Сталин ответил: писатель-ученый должен стремиться формировать мир. И вот Горький – политический писатель, он стремился формировать этот мир», – рассказала врио директора Музея Политической Истории России Елена Лысенко.

Впервые на выставке показаны фотографии поездки Горького на Соловки. Современным языком это можно назвать пиаром, о лагерях политических заключенных в союзе не скрывали, считалось, люди там перевоспитываются, становятся лучше, на Западе писали о репрессиях. И поездкой Горький как бы подтверждал тезис именно власти. Притом историки подчеркивают, он не закрывал ни на что глаза, скорее всего ему показывали то, что он хотел увидеть. Новых людей, которые изменились. Он верил. В 31 году он прочитал стихотворение «Девушка и Смерть» Сталину – тот ставит свою знаменитую визу – «эта штука сильнее, чем Фауст Гете».

«Сравнить такие простые стихи с Гете – это было странно. В то время им многие увлеклись и это было такое политическое заявление, чтобы показать значимость Горького», – объяснил куратор выставки Александр Смирнов.

А когда Горький заболел – об этом рассказывали во всех СМИ, ну точнее подробно писали в единственной по сути газете.

О значении писателя можно судить о том, что в газете печатали бюллетени о его здоровье – тут вот ему стало лучше, тут чуть хуже. А это 19 июня 1936 года, первый день после кончины Горького. Он не просто на первой полосе, она вся ему посвящена. Наш дорогой друг. Или Великий Художник пролетариата.

Потом будут писать, что Горького специально лечили плохо, а то и вовсе отравили, большинство историков эту версию отвергают – говорят она больше для кино, при том дешевого. Время было такое, в смерти известных людей искали подвох, чей-то след. Но писатель был слишком нужен советской власти, чтобы расставаться с ним досрочно.