Проект восстановления древностей Пальмиры петербургские археологи представят научному сообществу уже в апреле. За время работы над ним, специалисты Института истории материальной культуры РАН смогли не только детально изучить фундамент сооружения и культурный слой, но и сделать новые открытия.
Триумфальная Арка в Пальмире – символ Сирии, как Эйфелева башня в Париже символ Франции. Как известно, в 2015 году памятник взорвали боевики. Россия единственная предложила адекватный проект восстановления уникальной архитектуры.
«После взрыва, в разных точках земного шара появились разные проекты, с тем, что, конечно, надо отреставрировать, восстановить. Помимо виртуальных проектов, особых предложений не поступало, но к 2020 году стало понятно, что восстановить ее должны россияне. Во-первых, потому что у нас богатый опыт реставрации – особенно реставрации объектов после войны. Мы все хорошо знаем как по Петербургу как много было сделано после войны. Во-вторых, потому что Триумфальная Арка – это начало нашего знакомства с античностью, начало нашей любви к античности», – подчеркнула руководитель Центра спасательной археологии Наталья Соловьева.
Решение взяться за проект приняли в начале 2021 года. К тому моменту Институт материальной культуры РАН уже сделал 3D-модель всей Пальмиры. Год спустя подписали договор с департаментом древностей и музеев в Сирии о реставрации памятника. Его руины оцифровали отдельно. Эксперты разобрали завалы, отсканировали каждый блок, а затем сделали виртуальную модель Арки до взрыва.
«Почему она нам была нужна? Потому что Арка, хотя она и символ Сирии, но это памятник на территории Пальмиры, и вообще в Сирии, про который меньше всего написано статей. Единственная относительно большая статья – это статья, которую написал сам Робер Ами, тот француз, который реставрировал арку в 1930-х годах», – объяснила Наталья Соловьева.
Археологические исследования, проведенные россиянами, позволили изучить фундамент сооружения и культурный слой вокруг него.
«Результаты очень хорошие. Удалось открыть то, что было задумано, и определить конструкции фундаментов пилонов и арки. Кроме того, открылись новые страницы жизни этого памятника, другие эпохи», – отметил ведущий научный сотрудник Института материальной культуры РАН Сергей Соловьев.
Около 40 процентов исторических конструкций устояло после взрыва, еще около 40 процентов рухнувших блоков идентифицированы и будут возвращены на свои исторические места. Невосполнимые утраты докомпануют блоками из мраморированного известняка – камня, из которого Арка и была построена. Кроме того, петербургские архитекторы смогли понять, как работали их коллеги, жившие 1 700 лет назад.
«На плоской части камня пилона, который сейчас сохранился, находится античная разметка, которую во время строительства мастера очень часто делали. Это дает очень много о понимании процесса строительства, логики архитектурного проекта и того, как выглядели те части, которые не сохранились», – отметил заслуженный архитектор России Максим Атаяц.
Петербургские специалисты пошли дальше – решили исправить ошибки предыдущих реставраторов. Арку уже восстанавливали в 30-х годах прошлого века. Тогда для скрепки фрагментов использовали цемент. Новая реконструкция должна сделать памятник более исторически достоверным. Ради аутентичности готовы изобретать новые методы.
«Мы будем думать насчет какого-то местного – не глобального, а именно местного – усиления фундамента, но даже не с точки зрения инициирования, протезирования, а просто изобретения некой конструкции, которая его будет просто подпирать. Оно не исправит этот крен, но предотвратит дальнейшее сползание», – пояснил руководитель направления реставрации и реконструкции архитектурной студии Григорий Иванов.
В апреле проект реставрации представят российскому научному сообществу, затем в мае – сирийским коллегам и международному экспертному совету по восстановлению Пальмиры в Дамаске, и лишь после одобрения экспертами ЮНЕСКО начнутся работы. Они могут занять около трех лет.