Как вернуть себе деньги за авиабилеты, если рейс не состоялся? А если товар оплачен, но не пришел? Оказывается, есть способ. Называется «чарджбэк». Бесплатная банковская услуга.
Анжела Бельская полтора года назад заказала себе новую кухню. И сразу внесла за нее предоплату 400 тысяч рублей – 70% от стоимости. Желанный гарнитур она так и не получила, а представители фирмы перестали выходить на связь. Анжела обратилась в правоохранительные органы. Но неожиданно вернуть все деньги ей помог банк, картой которого она платила.
«Да, я уже не надеялась получить их обратно, и, собственно, в чате обманутых людей вот этого поставщика люди разные сведения писали: то есть кому-то отказали уже на данный момент, кого-то уже рассматривали чьи-то заявки, я в общем-то на удачу пошла», – рассказала пострадавшая.
Процедура называется «чарджбэк» – это оспаривание платежа, с которым покупатель не согласен. К примеру, билеты на концерт на руках, а его отменили, или товар не пришел, хотя уже был выкуплен, или продавец списал больше необходимого. Нужно сообщить о недоразумении в банк и предоставить максимум доказательств. Желательно – в течение хотя бы полугода после сделки. Но надо помнить, что в каждой финансовой организации свои правила. Банк проверит факты. И если все сходится, то деньги вернут уже в ближайший месяц.
«Если он, например, с контрагентом не может связаться, нет информации от контрагента, а контрагент должен как минимум оправдаться – хотя бы предоставить акт выполненных работ. Ничего этого не предоставляется – банк принимает положительное решение в вашу пользу», – объяснила директор Центра финансовой культуры Елена Феоктистова.
Деньги забираются либо с корреспондентского счета того самого получателя средств, либо из резервов банка. Услуга абсолютно бесплатна для пострадавшего, но предоставляется не везде. Кроме того, «чарджбэк» не поможет, если, скажем, в отношении продавца уже возбуждено уголовное дело. Например, в случае, когда украли карту или оформили кредит без вашего ведома.
«Как только вы заметили, вам пришла смс, что, соответственно, деньги ушли с карты, либо вы поняли, что вам звонили мошенники и вы ввязались в какую-то схему, в первую очередь, вы звоните в свой банк, блокируете свою карту. Если, соответственно, вы сообщили кому-то данные. Второе важное действие – это обратиться в полицию. Все надо сделать в течение суток», – сказала директор юридического бюро Юлия Комбарова.
Дополнительно обезопасить себя помогут подписки на регулярные отчеты о своей кредитной истории. Бесплатно их можно запросить дважды в год, остальное – за деньги. В случае мошенничества, чем быстрее реакция, тем лучше. Как утверждают юристы, через суд вернуть украденное получается лишь у одного из ста пострадавших.