Пулково на этой неделе с размахом отметил столетие гражданской авиации. На территории бывшего терминала Пулково-2 открыли тематическую выставку. Больше двухсот экспонатов — материальное воплощение извечной мечты человечества летать. Детали самолетов, костюмы пилотов, технические модели — достижения, на которые сегодня волей-неволей смотришь сквозь призму текущего момента. Неужели отечественная пассажирская авиация прошла вековой путь, чтобы в итоге заниматься авиаканнибализмом? Так что, момент для отрасли сейчас настал определяющий — либо точка взлёта, либо — падение. Российское воздушное судостроение до сих пор существовало как часть глобальной экономики, но связи прерваны.

Комфортный салон, туалет и даже душ — первый в мире пассажирский самолет, прапрадед бизнес-джетов поднялся в небо 23 декабря 1913 года. За штурвалом «Ильи Муромца» — гениальный Игорь Сикорский, родоначальник вертолетостроения и отец мировой гражданской авиации.

«У нас не было подходящих материалов, у нас не было подходящих колес для самолета таких размеров, нам нужны были тросы, но их тоже не было, пришлось закупать их на фабрике по производству пианино», — рассказывал Игорь Сикорский.

С 1917 года в России началась нелетная погода. Пионеры-авиаторы или иммигрировали или стали жертвами репрессий. В 1923 году создавать отрасль пришлось почти с чистого листа.

Современная российская авиация могла бы стать наследницей советской, но резко повернув штурвал в сторону, она во многом оказалась заложницей мировых гигантов.

«Три оператора, которые занимались поставками запчастей, их напрягли санкциями, и они ушли с российского рынка, но появились грузинские, армянские и очень много турецких, я уже не говорю про Арабские Эмираты», — рассказал Вадим Базыкин, заслуженный пилот России.

Перекрыли крупные потоки, закроют и ручейки. России, уверены специалисты, необходимо поднимать в небо свои самолеты. И это тот случай, когда импортозамещение более чем оправдано.

«Мы с большим нетерпением ждём от нашей промышленности самолеты МС-21 и «Сухой Суперджет». Мы, как вы знаете, ждём эти машины к 2030 году, а совместно с Минпромторгом мы ждём и освоим более тысячи отечественных самолетов», — рассказал Виталий Савельев, министр транспорта России.

«Кадры решают все» — лозунг времен бума авиации актуальности не теряет. КБ необходимо насытить молодыми профессионалами.

«Сейчас, чтобы восстановить двигателестроение, нужен инженерно-технический состав, нужно качество металла, станки. Вы должны как минимум сейчас набирать с институтов специалистов, обучать их, вот к 2025 году, слава богу, они только начнут это делать», — отметил Вадим Базыкин.

До 2030 года в состав «Аэрофлота» войдет более трёхсот отечественных самолетов. «Сухие» и Ту встают в серию. Взлетать и приземляться лайнеры будут в новых аэропортах.

«Всего за последние 20 лет реконструировано 84 аэродрома и построено 8 новых региональных и узловых аэропортов. К концу этого года должна быть реконструирована инфраструктура 18-ти аэропортов, а в следующем году еще 16», — сказал президент Владимир Путин.

Еще одна проблема — развитие малой, как говорят пилоты, капиллярной авиации. Это даже не вопрос комфорта — воздушные трассы скрепляют регионы страны.

Что-то похожее было в «Мимино» и «Афоне» — вертолеты и небольшие самолеты летают чуть ли не в границах одного региона. В Екатеринбурге традиция идёт на взлет. Их «Байкал» заменит устаревший Ан-2.

«До 2030 года, по-моему, около 150 самолетов должны выпустить. Самолет для местных воздушных линий, для того, чтобы доставлять людей из крупных авиапортовых хабов в более мелкие аэропорты. Максимальная крейсерская скорость 300 км/ч, дальность у него должна быть 2 000 километров», — рассказал Вадим Дёмин, главный конструктор самолёта ЛМС-901 «Байкал».

Первые «Байкалы» полетят на Дальний Восток. В XXI веке авиация уже не роскошь. Показатель этого — растущий пассажиропоток на лоукостерах.

«С начала 2014 года «Победа» перевезла 65 миллионов человек, из которых 6 миллионов человек — это почти 10% — это люди, которые первый раз летели самолетом», — отметил Виталий Савельев, министр транспорта.

В минувшем году авиационная отрасль получила рекордные 174 миллиарда рублей субсидий. Деньги, по словам капитанов отрасли, оказались действенной подъемной силой.

«Благодря принятым мерам поддержки, нам удалось сохранить стоимость билетов на доступном уровне для пассажиров в 2022 году, что очень важно для транспортной доступности и подвижности населения», — сказал Сергей Александровский, генеральный директор компании «Аэрофлот».

Кто повезёт этих и новых пассажиров — вопрос тоже непростой, считают эксперты. В 2020 году, по данным Росавиации, более 80% молодых летчиков работу в России так и не нашли. А сама система образования страдает из-за недофинансирования.

«Не готовят на технику, готовят на маленькие самолетики двух-четырёхместные, которые не возят пассажиров, их надо переучивать, а это, ну как минимум 50-60 тысяч долларов либо евро. Поэтому они, естественно, стараются писать заявления, посылать свои координаты везде — и в Китай, и во Вьетнам, и в Казахстан», — сказал Вадим Базыкин.

Как и любая турбулентность — эта, говорят эксперты, неприятна, но безопасна. Продолжая аналогии, добавим — как и век назад авиационная промышленность вновь идет на взлёт. И чтобы выйти на свой эшелон и увидеть чистый горизонт, какое-то время придётся лететь сквозь облака.