В Петербурге значительно вырос спрос на складскую недвижимость. С января в эксплуатацию введено больше 400 тысяч «квадратов» – втрое больше чем за весь прошлый год. И почти все эти площади уже заняты арендаторами.
По прогнозам экспертов, до конца декабря Петербург посетят по меньшей мере 7 миллионов человек. Это на 15% больше, чем в 2021-м, и в 2,5 раза выше показателя пандемийного года. Рост турпотока обеспечил отельерам хорошую загрузку – в течение года она в среднем составляла 66%. Последний раз такие цифры видели в 2018-м, но тогда бронь во многом обеспечивали иностранные туристы. В этом году – преимущественно российские. В то же время средняя цена номера за четыре года снизилась примерно на 700 рублей. Аналитики с оптимизмом смотрят и в будущий год. Делают ставку на событийный туризм и загородный отдых.
«Будут развиваться, так называемые, рекреационные объекты. Что мы под этим понимаем. Это санаторно-курортные объекты и это объекты нового строительства в формате spa-medical. На этот сегмент очень большой спрос на рынке», – рассказала руководитель отдела исследований консалтинговой компании Светлана Московченко.
Рынок стрит-ритейла, по итогам года, тоже не испытал большого стресса. Даже несмотря на уход с российского рынка множества западных брендов. Так, на главной туристической артерии города – Невском проспекте – самая высокая вакантность помещений остается за 2020 годом. Тогда она была примерно 10-12%, сейчас – всего 6,5%. Сохранить позиции уровня начала года удалось благодаря двум факторам. Первый – все тот же турпоток. Второй – снижение арендных ставок на 5-10%. Максимальная цена квадратного метра на Невском теперь 9, а не 10 тысяч рублей.
«При наличии достаточно большого количества международных брендов на Невском проспекте, все они открылись под новыми марками. Или уже открылись, или анонсировали открытие. Где-то пустующие площади заняли новые арендаторы. В основном это кондитерские, булочные», – отметила руководитель отдела стрит-ритейла Анна Лапченко.
Что касается других торговых улиц, например, Большого проспекта Петроградской стороны или Конюшенной, там существенных изменений как в вакантности, так и в арендных ставках, аналитики не наблюдают. А вот в торговых центрах пустующих площадей стало больше. Заполнить их сложно из-за пониженного трафика покупателей, который не может восстановиться еще с 2020 года.
«В малоформатных ТЦ такой проблемы остро не стоит. Мы видим, что динамика в некоторые месяцы бывает положительная. Поэтому они, как и в пандемийные годы, показывают себя, как более устойчивые объекты недвижимости. Если говорить, про более крупноформатный молл, то это более лонгитюдная история. Возврат трафика займет время», – сказала региональный директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании Евгения Хакбердиева.
Если говорить о тенденциях рынка недвижимости в целом, эксперты отмечают три основных направления. Это рост инвестиций в готовые коммерческие объекты. Еще больший интерес к индустриальной недвижимости, то есть складам или промышленным площадкам. А также стабильное пополнение рынка новыми предложениями.