Тайна императорского кафтана. В карманах одежды Петра I сотрудники Эрмитажа обнаружили семена и бобы загадочного растения. Опознать находку, которой больше трех веков, помогли ученые из всероссийского института имени Вавилова.

Цепкие плоды загадочных растений в складках царского кафтана прятались 350 лет. Найти гостей из прошлого смогли чуткие пальцы эрмитажных реставраторов.

«Такой мягкий плюшевый мех, на контрасте колючая находка сразу дала о себе знать», – рассказала художник-реставратор Лаборатории научной реставрации тканей и водоразмываемой живописи Государственного Эрмитажа Анна Хамык.

Едва заметная колючка стала отправной точкой историко-биологического расследования.

«Очень трудно понять, где он мог подловить этот бобик, почему подловить, потому что это очень шиповатая такая структура, и вот эти шипики на плодиках и семенах — это как раз характерная особенность диких видов», – отметила ведущий научный сотрудник Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова Маргарита Вишнякова.

Микроскопические бобы и семена принадлежат люцерне. Частью царского гардероба сорняк мог стать на территории Кавказа или Средней Азии.

«Это примерно Персидский поход 1722 года, поход длился два года, Петр в 23-ем году уже не принимал в нем участие, поэтому мы имеем в виду 22 год, а значит кафтан можно датировать началом 1720-х годов», – подчеркнула заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры государственного Эрмитажа Нина Тарасова.
Обычно, говорят ученые, плоды люцерны путешествуют в шерсти животных. Этим повезло больше. Растение попало в историю и помогло раскрыть собственный секрет. Изящный суконный кафтан с подкладкой из шелкового ворса — таким шикарным его видел разве что сам Петр в день первой примерки. Даже в боевом походе первый император шел в ногу с мировыми трендами. Кафтан для августейшего модника сшили по последнему слову европейских тенденций стиля.

Отреставрированный кафтан и семена уже в качестве разных предметов вернуться в коллекцию Эрмитажа. Научной ценности люцерна не представляет. Прорастить ее уже не удастся. Да и встретить этот теперь уже императорский сорняк в диком виде можно до сих пор.