Государственный музей истории религии отмечает 90 лет со дня основания. По этому поводу в здании на Почтамтской улице открылась специальная экспозиция, которая позволит слабовидящим или незрячим людям в прямом смысле прикоснуться к святыням. Это не совсем обычные картины, в сюжетах которых Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Лука Крымский.

Это не тот случай, руками трогать не возбраняется, а тот, когда по-другому экспозицию не посмотришь. На выставке «Небесные покровители» восемь работ специально для людей с особенностями зрения. И это не копии произведений искусства — в музее истории религии таких достаточно. Это рельефные картины, которые сделаны специально для незрячих посетителей.

Если в обычной скульптуре главное, как она смотрится, то в этих — какие они на ощупь. Для специальных зрителей — специальные методы ваяния. Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

«Нам нужно выполнить было так, чтобы человек, который не может видеть, потрогав руками, понял, что это человек, что у него две руки, две ноги, что у него борода, часто у него крест, у него ряса и прочие одеяния, которые соответствуют священнику», — объяснила доцент кафедры графики и скульптуры института художественного образования РГПУ имени А.И. Герцена Наталья Карпова.

«Головы фактически круглые. Если наш герой держит что-то в руке — это сильно выступит, это можно ощупать пальцами. Например, шлем в руке Дмитрия Донского. Также очень тщательно проработаны все края, все стыки форм, чтобы для тактильного восприятия было понятно, где заканчивается край рясы и начинается край халата, например», — рассказала скульптор Василиса Карпова.

Консультантами скульпторов выступили слабовидящие. Все работы сначала были выполнены из пластилина. Чуткие пальцы помощников определяли, что доработать.

«Изначально, может быть, не так читался крест, не так чётко, не так очевидно. Был обозначен, но можно было только догадаться. Его делали более ярким, более чётким, более рельефным, выделяющимся», — отметила директор автономной некоммерческой организации Санкт-Петербургский центр социокультурных практик «Большие возможности», эксперт комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Ия Ростомашвили.

И так деталь за деталью на каждой из восьми работ, постепенно скульпторы пришли к абсолютно понятным и легко читающимся пальцами картинам. Под каждой подпись на азбуке Брайля.

«Незрячие посетители могут прийти на экскурсию индивидуально, могут взять этот чудный прибор. Здесь есть такая точка, она наводится аудиометку, и начинает воспроизводиться аудиоэкскурсия с тифлоописанием. То есть это экскурсия, которая специально была написана для незрячих посетителей. Она комментирует, что изображено на картине», — подчеркнула заведующая центром музейной инклюзии Государственного музея истории религии Юлия Тугаринова.

Выставка продлится ближайший месяц. После чего все произведения останутся в запасниках музея, чтобы со временем стать частью одной большой постоянной экспозиции для специальных посетителей.