Он начинался, как городской театр, в народе его называли блокадным. Мы говорим – Комиссаржевка. И все понимаем – это Санкт-Петербургский академический драматический театр имени Веры Комиссаржевской. Ему 80 лет.

Небольшое уютное театральное кафе, за столиками – люди не чужие, а кто еще может быть на традиционной «встрече друзей» театра имени Комиссаржевской. Повод – грядущий 80-летний юбилей. Звезда импровизированного капустника Иван Краско – самый заслуженный долгожитель этих подмостков. В фойе даже «Золотая маска» висит с его именем – награда в театральной среде очень почитаемая.

«Это театр. Особых выпендриваний и выходов из традиций театра, законов театра, системы Станиславского, кстати говоря, здесь не дождаться», – сказал Иван Краско.

Система Станиславского, классический репертуар и подход к постановке – визитная карточка театра имени Веры Федоровны Комиссаржевской.

Она, кстати, на дореволюционную сцену тогда еще Театра в Пассаже вышла в далеком 1904 году. Спустя 38 лет, 18 октября, в здании открывается Городской театр. Именно он впоследствии получит имя актрисы и именно с этой даты набежало уже 80 лет.

«Опираясь на классику, рассказывать о сегодняшнем дне в традициях, в приемах, в законах, в самых лучших проявлениях приемов, традиций и законов, повторюсь, русского репертуарного психологического театра», – отметил главный режиссер театра Леонид Алимов.

Тогда, в самом начале, театр называли в народе блокадным. В осажденном городе почти не осталось культурных центров. Спектакли, которые давали на Итальянской улице, помогали людям выжить. Актерские бригады ездили по госпиталям – поддерживали раненных.

Эта традиция, кстати, пережила Великую Отечественную войну и труппа Комиссаржевки выступала, например, перед воинами-интернационалистами в начале 80-х.

«Когда мы были в Афганистане и показывали концерты в военном госпитале. И привезли человека – без рук, без ног, на коляске. И мы играли какую-то комедию. И Юра играл одну из главных ролей. И он увидел, как человек смеется. И я думаю, что в этот момент он и поседел», – художественный руководитель театра Виктор Новиков.

Юра – это Геогрий Корольчук – народный артист России. В театре с 1970 года, то есть больше полувека. Комиссаржевка вообще славится своими долгожителями. Братья Боярские – дядя и отец единственного Д’Артаньяна всей страны, Игорь Дмитриев, Станислав Ландграф, еще много-много имен – все отдали театру имени Комиссаржвской десятилетия своей жизни.

«Это удивительное место. Здесь очень хорошо думается. То ли театр так сделан с умом, человеком, которые его строил, то ли потому, что складывалась, из-за того, что блокада была и люди собрались такие, твердо друг за друга держались. По-настоящему, без всяких этих фонаберий. Здесь существует атмосфера желания высказаться», – отметил народный артист России Георгий Корольчук.

Атмосфера эта – наследие одного из столпов Комиссаржевки, Рубена Агамирзяна. Он руководил театром четверть века с 1966 по 1991 и взрастил плеяду выдающихся актеров. В театре его чтят и его портрет на почетном месте. Кроме актерских открытий, он давал дорогу и молодым драматургам.

«Мы открыли, благодаря Рубенну Сергеевичу творчество Горина, когда он принес в 1972 году пьесу «Забыть Герострата» и мы были первыми, кто поставил эту пьесу. И пьеса прозвучала очень сильно», – отметил Виктор Новиков.

Очень сильных премьер в театре Комиссаржевской и при Агамирзяне и после помнят немало, например, «Даму с камелиями» в самый разгар 90-х. Тогда постановку решили украсить чрезвычайно дорогими костюмами, чтобы роскошью отвлечь петербуржцев от непростых реалий.

«Все тряпочки заказывали за рубежом, привозили в Москву, из Москвы приезжали специально обученные люди, которые мерили нас. И такой вот спектакль-праздник костюмный, он шел у нас очень долго и очень радовал зрителя», – сказал актер театра Константин Демидов.

Платье из «Шута Балакирева», в соседнем зале костюм фрейлины из «Дамы с камелиями», но, пожалуй, один из самых старых образов, который показали в честь юбилея широкой публике, это облачение актера, который играл Бориса Годунова. Ему больше, чем полвека. И тогда синтетика была дорога, материалы сплошь натуральные, в частности это – кожа. Весит несколько килограммов и актеру несколько часов спектакля было довольно затруднительно находиться на сцене. Вообще, в театре Комиссаржевской всегда относились к костюму очень щепетильно.

Сам юбилей театр имени Комиссаржевской планирует отметить в день создания. 18 октября вспомнят ветеранов, сыграют любимые эпизоды из спектаклей. А на 80-й сезон намечен ряд премьер. Во-первых, хотят вернуться к истокам, то есть к Горину и его «Мюнхгаузену», спустя 45 лет вновь поставить пьесу на этой сцене. Кроме того, идет работа над постановками по Мопассану и Набокову.