В Санкт-Петербургском городском суде – слушания по делу о признании блокады Ленинграда геноцидом мирного населения. Сегодня прошло первое заседание по существу, на котором судья приступила к исследованию доказательств. 60 томов архивных документов, некоторым из которых специально к судебному процессу был снят гриф «Секретно». Сегодня также заслушан первый свидетель, который стал очевидцем военных преступлений нацистов и их пособников.

Нина Васильевна Сигал перечисляет имена родственников, которые погибли в годы блокады. Сегодня ей 93 года, но она помнит, как вместе с соседями по коммуналке пряталась от бомбежек, словно это было на днях.

«В квартире умер Андрей Багрянский, инженер. Это все, что я знаю. Я очень дружила с его сынишкой и во время бомбежки мы сидели в черном ходе между дверьми. Потому что считалось, что это самое безопасное место», – вспоминает Нина Сигал.

Подтверждения зверствам, которые совершали нацисты в годы войны, находят до сих пор. Георгий Стрелец работает в Музее обороны и блокады Ленинграда, а в 90-х был одним из основателей поискового движения. Вместе с единомышленниками они нашли не одно военное захоронение.

«Там были останки людей и у некоторых можно было определить причину смерти. Это выстрел из огнестрельного оружия в затылок, повреждения черепа. Из немецкого оружия: это либо пистолет калибра 9 мм или винтовка калибра 7.92. немецкой системы Маузер», – рассказал сотрудник музея Георгий Стрелец.

Дело о признании блокады Ленинграда преступлением против человечества и геноцидом мирного населения рассматривает городской суд по заявлению прокурора Петербурга. Следствие полагает, собранные доказательства позволяют говорить о гораздо большем количестве жертв блокады, чем зафиксировано официальной статистикой. А по ней, в осажденном городе умерли 670 тысяч человек – эти цифры впервые были представлены на Нюрнбергском процессе в 1946 году.

«Проведенная прокуратурой города работа с архивными и статистическими документами позволила установить значительное большее количество погибших в период блокады, которая, согласно подсчетам, превысила один миллион человек», – отметил прокурор Виктор Мельник.

В Нюрнберге блокаду Ленинграда так и не признали геноцидом. Запрет на ведение войны с помощью голода появился лишь в Женевской конвенции 1977 года. Сегодня прокуратура намерена исправить историческую несправедливость. Ведомство изучило около 60 томов архивных материалов. Большинство документов предоставил Центральный государственный архив Петербурга.

В Центральном государственном архиве Петербурга собрано более 3,5 миллионов единиц хранения. Из них 27 тысяч касаются периода Великой Отечественной войны. И особое место занимают документы Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Это именные списки жителей Приморского района, которые погибли во время войны и блокады Ленинграда. Здесь десятки тысяч фамилий, напротив каждой указана причина смерти. Кто-то погиб от артобстрела, но большинство от дистрофии.

К делу также приобщены директивы немецкого командования, согласно которым Ленинград собирались уничтожить. Возможная капитуляция города Гитлером даже не рассматривалась.

За почти 900 дней осады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 тысяч бомб.

«И в газетах везде тогда в то время было. Постановление высказывания Гитлера, что Ленинград, этих русских медведей, мы сотрем с лица земли и уничтожим весь Ленинград. Вот где геноцид, где и украинцев, и русских они собирались смешать с грязью», – говорит жительница блокадного Ленинграда Надежда Строгонова.

Прокуратура Петербурга определила актуальный размер ущерба, нанесенный блокадному Ленинграду, – 35 триллионов рублей по текущему курсу валют. Городской суд также рассмотрит факты участия добровольческих легионов Латвии, Финляндии, Бельгии, Италии, Испании и других стран-союзниц нацисткой Германии. Процесс в Петербурге по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками станет уже девятым в российской истории.

Ранее подобные суды прошли в других регионах страны. Также продолжается судебный процесс по делу о геноциде советского народа в Ленинградской области.