Художник должен быть голодным или всё же нет? Аукционный оборот русского изобразительного искусства за прошлый год составил около 365 миллионов долларов.
Маяна Насыбуллова называет себя трансмедийным художником, проще говоря, разносторонним: лепит из глины, работает с гипсом, янтарем и эпоксидной смолой, а ещё пишет картины. Зарабатывает в основном на том, что делает большие инсталляции для некоммерческих музеев.
«Сейчас, наверное, у меня доход скромный. Просто, видите, он не регулярный, и я сейчас могу попробовать суммировать в своей голове и поделить на количество месяцев. То есть прошло восемь месяцев, и я заработала, наверное, тысяч 50 в месяц получится, что нормально. Я покрываю расходы на мастерскую, у меня есть какой-то запас денег на покупку материалов и производство новых работ», — рассказала художник Маяна Насыбуллова.
Главная коммерческая удача за десятилетнюю карьеру Маяны — продажа картины на аукционе за четыре тысячи долларов. Сейчас у неё контракт с одной из галерей современного искусства. В арт-среде это считается признанием профессионализма, поэтому цена на творчество автоматически возрастает в разы. Средний же чек на картины в галерее — примерно три-пять тысяч долларов. Хотя процесс не быстрый: на поиск покупателя одной картины чаще всего уходят годы. Быстрее можно заработать на цифровом искусстве, или NFT.
«Простыми словами — это такая цифровая сущность, которая записана в сети блокчейн. Это может быть картинка, произведение, видео, музыка. Но также NFT используются гораздо шире: они используются в игровой сфере, как билеты на мероприятие, как карточки для доступа в какие-то закрытые сообщества», — объяснил коллекционер цифрового искусства, организатор выставок NFT Герберт Шопник.
Первые в мире так называемые невзаимозаменяемые токены появились в 2017 году. Авторы — преимущественно графические и моушн-дизайнеры — получили доступ сразу к международному рынку с богатыми коллекционерами.
«До этого цифровые художники продавать свои цифровые работы на платформах, аукционах не могли, потому что не было стандарта сертификатов. То есть просто не воспринималось цифровое искусство, как предмет искусства, которое можно купить-продать», — отметил цифровой художник Артём Ткач.
Свой первый токен Артем продал за 300 долларов. Сделка состоялась уже через две недели после размещения на рынке. Но это далеко не лучший пример.
Этот токен за 2,5 тысячи долларов год назад купил известный в цифровой арт-среде коллекционер. По меркам NFT, сумма небольшая, но именно благодаря этой сделке художника заметили. И на его творчество появился стабильный спрос. Сейчас за проекты под его руководством коллекционеры платят уже по 10 тысяч долларов.
В целом желание заработать как на классическом, так и на цифровом искусстве можно сравнить с запуском стартапа. Где, как известно, из 100% проектов зарабатывают миллионы меньше 10.