16 апреля суд начнет рассматривать новое дело серийного убийцы Дмитро Вороненко, которого называли «петербургским душителем». 17 лет назад он получил пожизненный срок за изнасилование и убийство четырех школьниц и студенток. Но жертв, как выяснили сотрудники Следственного комитета, было больше.
От общества Дмитро Вороненко изолировали весной 2007-го, арестовав за изнасилования и убийства четырех школьниц и студенток. Еще одной девушке удалось выжить. Через год «петербургский душитель» – так окрестили маньяка журналисты – получил пожизненный срок.
Спустя 15 лет Вороненко вновь оказался в Петербурге. После того как поведал приехавшему в «Полярную сову» следователю-криминалисту еще об одном убийстве. Тот просто засомневался, что после освобождения в 2005-м из колонии, где Вороненко сидел за изнасилования, маньяк мог целый год вести тихую жизнь обывателя. На успех не надеялся. Но внезапно услышал признание.
«Да, был эпизод убийства малолетней девочки, сопряженный с изнасилованием. Описал примерно, где это происходило, период времени. Но он, к сожалению, даже год точно не помнил – 2005 или 2006-й. И время даже года», – сказал следователь по особо важным делам 1-го УРОВД Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов.
Это была осень 2006-го. Шестиклассница Люда, поссорившись с мамой из-за плохой оценки в дневнике, ушла гулять. Ее подружка видела в окно, что девочка качается на качелях. А потом вдруг Люда пропала.
Останки нашли через полгода между Красненькой речкой и каналом насосной станции. Родственники опознали Люду по одежде. Установить причину смерти судмедэксперты не смогли. Расследование приостановили.
И вот Дмитро Вороненко вновь оказался на месте преступления. Рассказывал – в тот день искал запчасти в куче автохлама. И вдруг заметил девочку на противоположном берегу речки.
Неподалеку, как обычно, рыбаки ловили карасей. Но криков девочки никто не услышал. Маньяк не дал ей закричать.
«Снял джинсы, вытащил из них ремень и задушил ремнем. А потом уже совершил изнасилование в разных формах», – сказал следователь по особо важным делам 1-го УРОВД Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов.
Впоследствии Вороненко уже не отходил от этого алгоритма. Он не заводил с жертвой разговоры. Не выяснял, как ее зовут. Набросился. Задушил. Изнасиловал. Ушел.
«Очень часто такого типа преступники опредмечивают своих жертв, то есть для них это должен быть неодушевленный объект, который они используют», – объяснила клинический психолог-эксперт Елизавета Павлова.
Елизавета Павлова больше десяти лет изучает психологию преступников. С устоявшимся мнением, что Вороненко нападал на невысоких блондинок, потому что именно они его привлекали, эксперт не согласна.
– Ему приписывают типичность жертв, но, на мой взгляд, он выбирал тех, с кем мог справиться.
По хронологии получалось, что школьница Люда – первая жертва серийного убийцы. Как вдруг Вороненко поведал, что это не так. Рассказал, что еще раньше задушил молодую женщину. Познакомились у ларька на проспекте Ветеранов. Пошли гулять в Полежаевский парк.
«Шли, разговаривали. Кто, что, почем. Я поругался со своей, ушел тогда из дома. Она тоже, с ее слов я так понял, с кем-то поругалась. Потом чего-то начали целоваться», – рассказал обвиняемый и осужденный на пожизненный срок Дмитро Вроненко.
И вдруг девушка, как уверяет Вороненко, схватила его за причинное место и выдала оскорбительную тираду. Мол, всем вам, мужики, только одно и надо…
«Я схватил ее за горло и начал душить. Она обмякла. Ну что…Я был злой. Снял с нее джинсы. Под джинсами колготки увидел. Хотел джинсы завязать на горле. Но увидел колготки – снял колготки и завязал колготки», – добавил обвиняемый и осужденный на пожизненный срок Дмитро Вроненко.
«Способ убийства у него практически один и тот же – путем удушения, причем с использованием предметов одежды или вещей потерпевшей», – сказал следователь по особо важным делам 1-го УРОВД Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов.
Дату убийства Вороненко не помнил. Точное место – тоже. Но внешность девушки в его памяти осталась. Возраст около 25-ти, выше его ростом, брюнетка. Ничего общего с его следующими жертвами.
– Представилась она Оксаной, сказала, что ее зовут. Волосы темные. В джинсах, в сапогах».
Маньяк уверял, что Оксану он не насиловал. Но тогда зачем было тратить время на раздевание, если хотелось просто убить?
«Можно предположить, что как раз это была первая жертва, что он хотел, возможно, опять же это предположение, изнасиловать. Из-за того, что оказала сопротивление, не смог этого сделать», – предположил следователь по особо важным делам 1-го УРОВД Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов.
«Если брать в расчет, что ему в принципе были свойственны нападения на женщин с целью изнасилования вот до этого эпизода, то, конечно, предположить такое логично», – добавила клинический психолог-эксперт Елизавета Павлова.
Среди нераскрытых дел этого убийства не было. Проверяли без вести пропавших, неопознанные трупы, чуть ли не весь Полежаевский парк лопатами перекопали – все мимо. Но через несколько месяцев сыщики нашли в архивах розыскное дело.
– Опять же везение, что оно в силу разных причин не было уничтожено. Подняли его. Там все: и потерпевшая, и объяснения подробные.
Настоящее имя первой жертвы маньяка – Юлия. Была убита в ноябре 2005-го. Останки девушки нашли в Полежаевском парке через полгода. Возраст и причину смерти тогда установить не смогли. В карточке написали: 50 лет, умерла от сердечного приступа. Останки похоронили на Ковалевском кладбище в безымянной могиле.
В прошлом году после эксгумации и генетической экспертизы неизвестной покойнице вернули имя. Образцы сравнивали с генотипом сына Юлии и ее отца.
«В двух экспертизах стопроцентная вероятность, что это именно ее труп», – сказал следователь по особо важным делам 1-го УРОВД Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Гаврилов.
Новое дело серийного убийцы суд будет изучать в закрытом режиме. Так закон обязывает.
«Проделана большая работа и следствием, и защитой, и в том числе действиями самого подсудимого. То, что он сознался, то ему и вменяют. Другого ничего лишнего нет», – отметил адвокат Владимир Лубенец.
В колонии Вороненко стал верующим. Во всяком случае, говорит так. В свой молитвенник он вложил лист бумаги со списком имен. За упокой. В нем одно за другим написаны шесть женских. Шесть его жертв. Первая – Оксана, которая оказалась Юлией. В шестой строчке – аббревиатура. Расшифровывается так – имя которой знает Господь. Теперь и Вороненко его знает. Ее звали Людой. И ей было 12…