Хороший улов был на этой неделе в «Экспофоруме». Там прошел пятый Международный Рыбопромышленный форум. На поддержку отрасли в этом году выделено 12,5 миллиарда рублей.

Весенние санкции заставили большинство предпринимателей экстренно перестраиваться. Тем не менее, форелевые фермы, например, а их немало в Ленинградской области и соседней Карелии, наращивают обороты, не смотря на трудности. Малька, его выращивание из икринки, считается самым кропотливым и дорогим в технологической цепочке, многие завозили из-за границы. Теперь вкладываются в собственные инкубаторы.

«Мы всегда шли в том направлении, чтоб самостоятельно решать эти вопросы, проблемы. Что-то нам еще предстоит сделать. Думаю, что от полугода до полутора лет и все вопросы будут закрыты. Будем работать полностью автономно», – сказал заместитель генерального директора форелевой фермы Павел Грачев.

К тому же стремятся и крупные, федеральные рыбоперерабатывающие заводы, в том числе и из Петербурга. Поиск новой логистики, новых поставщиков, новой упаковки – чтобы поменьше импортного. 5-й Рыбопромышленный форум – это больше про поиск. Мало кто сидел возле своего стенда – участники все время перемещались, обменивались визитками, совместно дегустировали привезенное. В общем, не ярмарка тщеславия, а ярмарка возможностей.

«Изменилась цепочка логистики – длина, стоимость, время, пул поставщиков. Поэтому рыба будет, упаковка будет естественно. И мы со своей стороны максимально прорабатываем переходы на российское сырье, российские ингредиенты, конечно это очень важно», – отметил генеральный директор рыбоперерабатывающего производства Анна Шевелева.

Рыбная логистика за последние годы развилась в стране, как старая грибница – рыу любят везде, в том числе и там, где не водится. А скорость, подвижной состав, и разнообразие вариантов позволяют сейчас, как объяснили знающие люди, довезти, например, килограмм креветки до Москвы из Владивостока всего за полпроцента от ее стоимости.

Помнится, все потешались, после первых волн санкций внезапна хлынувшим на прилавки белорусским креветкам. Так вот, спустя несколько лет, кроме шуток, креветка алтайская. Чтобы было понятно, до ближайшего промысла этих ракообразных от Барнаула – больше 6 тысяч километров. Но настолько стала дешевле и ускорилась логистика, и стали лучше способы хранения, что стало можно перерабатывать морепродукты и довольно далеко от моря.

Выражение лица, как при острой зубной боли, на вопрос, «а что с оборудованием?» – у многих на форуме. И хорошо, если сэкономили, закупили китайское – тот случай, когда прижимистость окажется прозорливой. А если итальянское или немецкое? Калиниградская область привезла, как выставочный образец, фрагмент производственной линии. Доброжелательно улыбаются, приглашают к себе, за станками. И за рыбой.

«Набивные машины для консервации рыбы производятся сегодня практически только у нас. Мы производим рыбную продукцию такого качества, что у нас не остается отходов. Если вы знаете выражение РПЗ – рыба для пушных зверей – сегодня ее нет. Сегодня вся рыба товарная», – сказала заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Калининградской области Наталья Шевцова.

Товарной рыбу делает еще и быстрая переработка, что называется, не сходя с места. Или точнее, не выходя из акватории. Прямо на судне. Такая техническая возможность – уже практически стандарт для современных траулеров. Мало кто сейчас заказывает, условно корабль, сеть и трюм побольше. Нужна линия филетирования, нужен холодильник, энергетический мощности для всего этого.

«Проектов очень много. Есть и краболовы, есть траулеры. Где-то порядка 5-6 проектов. Часть из них уже сделана в железе. Спущены, некоторые уже работают. В данном случае проекты КМТ01, СТ102 – те, которые строятся на Адмиралтейских верфях», – отметил генеральный директор Морского инженерного бюро Санкт-Петербурга Андрей Шляхов.

Адмиралтейские верфи – рекордсмен отрасли рыболовного судостроения. Именно там со стапелей сошел траулер-гигант или супертраулер «Капитан Вдовиченко». Вместимость грузовых трюмов – 5,5 тысяч кубометров, длина – 108 метров, ширина – 21 метр, а экипаж – 139 человек, включая персонал рыбоперерабатывающего комплекса.

В проекте СТ-192 всего планируется производство 10 таких. Всего же на предприятиях Петербурга размещено несколько десятков отраслевых заказов.

«31 рыбодобывающая организация и 77 рыбоперерабатывающих предприятий зарегистрированы и работают в Санкт-Петербурге. По заказу рыбодобывающих предприятий на верфях Санкт-Петербурга строятся 24 больших рыболовецких судна», – сказал губернатор Петербурга Александр Беглов.

Бассейн, полный форели, живые, еще шевелящиеся крабы, осетрина и черная икра – изобилие не показное и не завозное. Все свое – так утверждают игроки рыбоперерабатывающего рынка России. А на вопрос «будет ли рыба» – однозначно отвечают утвердительно.