В Петербурге всё чаще можно найти в застройке последних десятилетий здания, которые будут выпадать из любого архитектурного контекста. Кто-то называет это хаосом, потому что выглядит странно. А специалисты называют это «Хаотизмом» — особым архитектурным стилем, главный признак которого — нелинейность.
На стыке наук физики и высшей математики есть такой раздел — динамика хаоса. Несмотря на романтический флёр — это довольно сложная теория, с помощью которой пытаются объяснить события, происходящие случайно. Так, в 20-х годах в Петербурге очень динамично начал развиваться «Хаотизм». Не к физике, не к математике не имеет отношения абсолютно никакого, а вот к архитектуре — самое прямое.
Кому не знаком штрих-код на Народной улице. Построен в 2007, так что получается не в 20-е годы «Хаотизм» в Петербурге стал развиваться, а чуть пораньше. Все проекты — экспериментальные. Организации внутри самые разные — от магазинов до бизнес-центров. Отличительная черта — полное отсутствие симметрии на фасаде. В строительном сообществе, которое возводит целые кварталы, к новинке отнеслись со сдержанным интересом.
«Самая главная цель, которую преследуют архитекторы, создавая подобного рода объекты, это чтобы сделать какую-то вот одиночную доминанту. Нельзя вот это исключение из правил сделать самим правилом. Это приведёт к тому, что глаз будет теряться, и весь квартал потеряется тоже. Будет совершенно типовой квартал, но с разной геометрией расположения окон. Наверное, можно это сделать, но зачем», — отметил генеральный директор объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов.
В архитекторских кругах люди чуть более возвышенные и чуть менее практичные. Там есть ценители «Хаотизма». И принято отличать один объект, выполненный в этом стиле, от другого. А ещё разбираться в нюансах. В смысле, не всё то хаотизм, что асимметрично.
«У нас это называется плохая отмывка. Не сказала бы, чтоб это «Хаотизм» был. Здесь страдает качество материалов, качество формы. Оно очень быстро устарело. Оно построено всего в 2004 году, и мы видим, что оно уже всего за 18 лет безнадёжно устарело», — рассказала архитектор Анна Дельгядо.
СПбГАСУ — колыбель петербургского «Хаотизма». Во всяком случае многое из того, что теперь красуется, привлекает и отпугивает петербуржцев на улицах города. Полина Зубатенко «вчерашний» выпускник. Свой магистерский проект «Общественный центр семьи и отдыха» выполнила в этом стиле.
«Планировочные решения на каждом этаже различаются. Мы же видим, что фасады очень динамичны. На каждом этаже разное расположение окон, разные конструктивные особенности каждого этажа. Конечно, это запроектировать намного сложнее, но так интересней», — объяснила выпускница СПбГАСУ Полина Зубатенко.
Её коллега Максим Антипов пошёл дальше и поселил в хаотизм людей — спроектировал жилой дом.
«Это многоквыартирный жилой дом. Это хрущёвка, но на современный манер. Четыре этажа в ней. И получается, что верхний этаж более приватный, он из себя представляет спальную зону, а нижняя — более рекреационно-общественная такая», — поделился студент четвёртого курса СПбГАСУ Максим Антипов.
Увлечение «Хаотизмом» студентами архитектурно-строительного в конечном счёте привело к появлению целой хаотичной улицы. Конечно, только в проекте, зато в огромном — девять квадратных метров. Строили этот бумажный микрорайон будущего 200 человек. Трудились несколько месяцев, закончили недавно. Сейчас улица мира в запакованном виде уезжает в Москву на международный конкурс «Зодчество».
«Когда мы начинали его делать, я, честно говоря, сомневался, что общество отреагирует адекватно. Но всем понравилось Было очень много желающих посмотреть, было очень много хороших отзывов. Вот тут был хаотизм, не просто на бумаге или в объёме. Это был хаотизм в жизни. Мы создали нечто, чего не было никогда», — сообщил доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» СПбГАСУ Константин Колодин.
Уже сейчас, по статистике, больше половины студентов-архитекторов для своих курсовых и дипломных работ выбирают «Хаотизм». Стиль открыл просторы для творческого хулиганства, за которое ещё и пятерки ставят. Впрочем, со временем и его ждёт судьба других стилей, вздыхают молодые творцы и спешат реализовать амбиции, пока можно всё.
«Я думаю, что со временем появятся какие-то типовые приёмы. Вот как мы сейчас говорим все про фасады, про окна на фасадах, которые вот так вот хаотично двигаются. Я думаю, что со временем появятся типовые приёмы, которые будут характерны именно этому стилю, и архитекторы будут ими оперировать», — поделилась студентка первого курса магистратуры СПбГАСУ Екатерина Скурлатова.
К чему приведет хаотичная застройка, точнее застройка «Хаотизмом» в Петербурге? Вероятнее, как и другие, уже ставшие классическими стили, будет зафиксирована для потомков в нескольких десятках, может, сотнях зданий в разных уголках города. Квартальный хаотизм, сходятся эксперты, вряд ли возможен — слишком сложно и слишком эксклюзивно, а значит, дорого. Остаётся узнать, станут ли дома с асимметричными окнами позже теми самыми памятниками эпохи начала XXI века.