*Юрий Зинчук, ведущий:* «В Нижнем Новгороде на этой неделе сразу 9 участковых инспекторов написали заявления об уходе в знак протеста против увольнения их коллеги, которого обвинили в халатности. Напомню, что маньяк Белов, который зарезал всю свою семью: шестерых детей и беременную жену, неоднократно вызывал подозрения у соседей. И якобы бездействие участкового могло послужить одной из причин этой трагедии.
Но мы не будем судить о том, кто прав в этой истории, а кто виноват. Мы просто хотим посмотреть, а что такое работа участкового инспектора. Ведь участковый инспектор – это наша безопасность на расстоянии вытянутой руки. И случись что, мы бежим именно к нашему участковому. Насколько важен их труд? И насколько ответственен? Об этом в репортаже Елены Болдышевой».
Елена Болдышева, корреспондент: «Участковый уполномоченный — это тот, кто, как говорят в полиции, работает "на земле". Главное связующее звено между населением и правоохранительными органами. По статистике, каждое пятое преступление раскрывается с помощью участковых. С прошлого года этих сотрудников полиции обязали иметь высшее юридическое образование. А стала ли их жизнь от этого легче?».
Майор полиции Татьяна Белошицкая следит за двумя участками в Кронштадте. Диплом юриста имеет. Хотя, учитывая специфику ее работы, не помешал бы еще и диплом врача-психиатра. Наблюдать приходится и за нарушителями закона, и за состоящими на врачебном спецучете. Например, в этом доме бабушка напала на родных внуков. Грозную старушку на этот раз застать дома не получилось.
У родственников есть сотовый телефон участковой. Татьяна Белошицкая стала частой гостьей, когда после лечения в спецклинике опасная бабушка вернулась в семью.
После трагедии в Нижнем Новгороде, где больной шизофренией отец убил шестерых детей и жену, депутаты Госдумы предложили госпитализировать состоящих на психиатрическом учете принудительно.
Нужно получить согласие человека на лечение. Срочно поместить психически больного в клинику можно, когда он начнет гоняться за кем-нибудь, например, с топором. Тогда полиция имеет право передать его врачам. Таких клиентов участковые обычно знают в лицо, но вот держать в голове имена душевно здоровых жителей пока не получается.
Девять дней и ночей нужно, чтобы лично расспросить о жизни все население вверенного участка. И это расчет без учета сна и дороги от дома к дому. В реальности зайти к каждому жителю получится лишь раз в два года. Хотя есть категории, которых уполномоченные видят куда чаще.
Такие подопечные на полицейском языке называются «подучетные». Частая причина зайти к ним в гости — жалобы от соседей.
Недолгий разговор завершает приглашение в опорный пункт, то есть в офис участкового. Время приема — после шести вечера. А пока нужно обойти еще несколько квартир. По пути Татьяна вспоминает и неудачные случаи общения с подопечными.
Татьяна Белошицкая, участковый уполномоченный: «— Изначально он меня ударил, в связи с тем, что мне пришлось его задержать до приезда полиции, он хотел вырваться. И три лестничных проема я его держала. Все это время он меня бил.
— У вас есть табельное оружие, почему не применили?
— Порой табельное оружие лучше не применять, потому что последствия бывают непредсказуемые. Если я могу справиться своими силами, я это сделаю».
На виновника драки завели уголовное дело. По статье «Нападение на сотрудника полиции».
Планы рейда нарушают заезжие коммивояжеры. После недолгих препирательств торговцы уходят.
Татьяна Белошицкая, участковый уполномоченный: «Мы предполагаем, они заходят, осматривают квартиру, кто как проживает. Один человек проживает, в каком достатке. Здесь у нас проживают две бабульки. Психические заболевания пошли от одиночества. Фантомы у людей.
— Как себя чувствуете? —
Плохо. Сын не приезжает.
— Позвоню ему скажу, чтобы он вас навестил».
Женщина пожаловалась на плохое отношение соцработников. Участковая обещает проверить. После обхода территории — вечерний прием в опорном пункте. По плану — заявления, примирения, объяснения.
По словам посетителя, который приходит на ковер к участковому уже третий год подряд, недавно он снова остался без работы.
Народным голосованием в прошлом году Татьяна Белошицкая была признана лучшей из 46-ти петербургских участковых уполномоченных. На вверенной территории отзывчивого майора полиции действительно знают. Понятно, что весь Кронштадт меньше, чем половина Купчино или Гражданки. Но принцип работы участковых везде один — без личных доверительных отношений с жителями, хороших результатов достичь практически невозможно.
