В последнее время поражают открытия вроде главного события прошлой недели, когда шотландские реставраторы случайно обнаружили неизвестный портрет Ван Гога на обратной стороне другой его картины. А чуть ранее похожим образом — при помощи рентгена — были найдены сразу три картины Модильяни под слоями его «Обнаженной в шляпе». И если ретроспективно пробежаться по новостям за месяц, то можно прочесть, как коллекционер перебирал гравюры, выбирая, что бы продать, и под руку ему попался рисунок Микеланджело. Ещё случай – стояла себе 20 лет в саду скульптура, поскребли – оказалось, «Спящая Магдалина», утраченный шедевр Антонио Канова. Екатерининская ваза в сарае, Дюрер – на барахолке, кольцо викингов в куче бижутерии. Речь не о чудесах удачи, всё это, скорее, к тому, насколько сложно бывает понять, как и на что смотреть – не только собирателям, коллекционерам. Вопрос в том, как сами художники решали, что эта картина должна остаться, а другая – нет. Нам они все кажутся интересными. Как сопоставлять несопоставимое, хорошо учит выставка «Асимметрия» в МИСПе. Параллельная экспозиция двух известных московских художников, Ольги Булгаковой и Александра Ситникова, всю жизнь проработавших вместе. Совершенно разных, но выставляющихся вместе.