В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Гилёва, психолог.
Дарина Шарова,ведущая: Почти 64% россиян выступают за введение геймерских дисциплин в школьную программу или хотя бы не против этого. Среди причин выбора профессии, связанной с компьютерными играми, прозвучали такие: достойный заработок, возможность самовыражаться в творчестве, а также трудоустройство в престижную компанию.
Николай Растворцев,ведущий: Звучит неплохо, но так ли это безобидно для детской и самое главное подростковой психики. Татьяна, вы не только психолог, но и спортивный психолог. Это, конечно же, не киберспорт, с одной стороны, вроде как вряд ли школьников будут учить киберспорту. Или же здесь живёт некая подмена понятий? Одно дело – играть в своё настроение в какую-то свою любимую игру, а другое дело, если будет какой-то предмет в школе. Ведь там существуют правила, придётся сдавать зачёты, экзамены.
Татьяна Гилёва,психолог: Да, тут очень важно знать, что стоит за потребностью внести такой предмет в школьную программу. Возможно, это действительно будущее, потому что современные технологии захватывают мир. Сейчас глупо вообще отрицать, это как пытаться писать пером, когда есть уже компьютер. При этом может быть это просто способ легализовать. Например, если большая часть голосовавших подростки, то это способ легализовать проведение времени за компьютером. И чтобы уже, наконец-таки, все перестали ругаться, это стало важным и нужным. Мне кажется, что если бы такой предмет выносили, то было бы важно поговорить на первых уроках, а может быть даже регулярно сдавать зачёты о том, как заботиться о себе. Потому что, если мы говорим об этом, как о будущей профессии, как о чём-то таком и эмоциональном, тоже очень важно. Вот этому точно надо учить до того, как учить нажимать на клавиши в каком-то определённом порядке.
Дарина Шарова,ведущая: Давайте поговорим о плюсах и минусах, потому что действительно сегодня нет, как вы правильно сказали, человека, который не столкнулся с видеоиграми. Это не только на компьютере, но и на экране каждого смартфона происходит. Насколько это может быть опасно, а насколько может быть полезно?
Татьяна Гилёва,психолог: Это может быть опасно, если это становится как раз подменой реальности. Если я действительно никогда не ступал на борт настоящего корабля, испытываю интерес к этому, но при этом всё время выбираю находиться на корабле компьютерном, потому что мне безопасней. Конечно, в зоне риска те ребята, которым сложно выстраивать контакты, есть сложности с коммуникацией, которые как-то не очень готовы появляться и показывать себя, то есть у них трудности с самооценкой. Тогда они выбирают очень простой способ удовлетворить свою потребность и не делают шага, который может помочь им получить новый важный опыт, социальный опыт.
Николай Растворцев,ведущий: Также многие высказывают мнение о том, что это сомнительный виртуальный успех. Нельзя прийти, победив кого-то в смартфоне и считать себя чемпионом по жизни. Или же есть хоть какая-то польза?
Татьяна Гилёва,психолог: Профессиональный спорт — это огромная работа ребёнка с самого раннего возраста, когда он начинает заниматься и работа тренировочная, процесс соревновательный. В этом смысле киберспорт — это точно такой же спорт. Он даёт много: возможность действовать в команде, развивать себя, свои эмоциональные реакции, сообразительность, целеустремлённость, коммуникацию. Это большой шаг, потому что часто нужна психологическая поддержка. Часто туда как раз идут ребята закрытые, потом в какой-то момент нужно коммуницировать, но только если ты становишься профессиональным. Если ребёнок говорит: Я, мама, буду играть 8 часов, потому что хочу стать киберспортсменом, я бы точно обсудила, а какие цели, как ты это видишь. Иногда действительно родители пугаются, у ребёнка уже есть понимание. У меня уже были в работе ребята, которые знали свои шаги и знали, как и куда им надо двигаться, но часто это просто возможность хорошо провести время. Интересно, как будет выстроена программа. Будет ли это обучение каким-то конкретным играм, тогда это странно, игры меняются постоянно. Будет ли это обучение, например, хорошо было бы добавить нейропсихологию, которая сильно связана с реакциями, с тем, как мозг реагирует, как быстро передаются сигналы. Это полезно, очень нужно в киберспорте.
Дарина Шарова,ведущая: Может быть какие-то стратегические игры, это тоже очень сильно развивает мозг. Сегодня существует огромное количество всевозможных бродилок, стрелялок, стратегий и так далее. Как вам кажется, какие из них наиболее целесообразно всё-таки внедрять в школьную программу или во всяком случае позволять своему ребёнку?
Татьяна Гилёва,психолог: Всегда, даже если наш мир станет очень компьютерным, важно про логику и про общение. Тогда это игры, которые развивают логическое и стратегичекое мышление и это коммуникация. Учитывая, что всё-таки в новом мире многие приходят на удалённый формат работы и коммуникация в онлайн пространствах тоже становится важной. Одно дело, как нам общаться здесь в своём пространстве, а как со своим этикетом, со своими правилами, со своей безопасностью нам общаться в мире цифровом. И это тоже очень важно и про это с подростками нужно говорить.
Николай Растворцев,ведущий: Для многих родителей также актуален вопрос, вообще с какого возраста ребёнка допускать до экрана виртуального мира. Как узнать удочку, когда ребёнок быстро отложит телефон и начнёт возиться вот с тем, что можно потрогать. Какая возрастная граница подхода виртуального мира?
Татьяна Гилёва,психолог: Здорово, если ребёнок до этого получит много сенсорных впечатлений, многое потрогает. Они в это играют, но здорово, если опыт разносторонний и, конечно, мы следим за временем, которое ребёнок проводит у экрана.
Дарина Шарова,ведущая: Каким должно быть это время? Как договориться с ребёнком-подростком?
Татьяна Гилёва,психолог: С подростком сложнее всего, он ещё в принципе настроен повоевать. Альтернатива должна быть интересной. Давай, отложи компьютер и пойдём убираться, это вряд ли он его отложит. А если отложи компьютер и давай уже поедем куда-то или ты пойдёшь в секцию, которая тебе интересна, то компьютер откладывается быстрее.
Николай Растворцев,ведущий: Вопрос творческий. Если у ребёнка проблемы с математикой он приходит к папе. Если проблемы с каким-то языком и литературой, он приходит к маме. А если ввели предмет геймерство или киберспорт, то к кому он пойдёт?
Татьяна Гилёва,психолог: Достаточно большое количество родителей играет и в этом смысле многие дети не в школе, а уже дома учатся тому, что можно сесть и сидеть в этом компьютере довольно долго.