Юля Чеснокова,корреспондент:
«Вот на Лугу шоссе, дом с колоннами, Оредеж…». Всю жизнь в эмиграции писатель Владимир Набоков хранил фотографии и воспоминания о своём родовом гнезде в Рождествено. А дом между тем все эти годы хранил свои тайны. И вот сейчас внутри идёт реставрация. Самое время приоткрыть завесу.

Для этого реставраторам пришлось добраться до самого основания большого усадебного дома на холме. Когда подвалы расчистили от бетона XX века, песка и грунта века XIX обнажилась совсем другая история — петровской России.

Марина Нименская,представитель подрядчика:
Это всё было скрыто под землёй. И об этих фундаментах не знала ни одна экспертиза, об этом не знали археологи. Пока мы не начали откапывать. По всей видимости, эти фундаменты относятся ко дворцу царевича Алексея.

Того самого царевича Алексея — сына императора Петра I. Оказывается, ещё до того, как на этом живописном холме появился дом городничего, который впоследствии и превратился в усадьбу Рукавишниковых-Набоковых, здесь располагался деревянный терем царевича.

Марина Нименская,представитель подрядчика:
Находили старые кирпичи с маркировками. Кладов не нашли.
Юля Чеснокова,корреспондент:
Никакой пуговки, ложечки, монетки?
Марина Нименская,представитель подрядчика:
Нет, к сожалению, нет.
Юля Чеснокова,корреспондент:
Тоже странно. Ведь по идее земля всё хранит.
Марина Нименская,представитель подрядчика:
Здесь можно объяснить эту странность тем, что предыдущие строители всё это в своё время выкопали и подобрали ещё тогда.

Что ж, простим строителей прошлого. Тем более, что для хранителей набоковской усадьбы древние валуны петровской эпохи лучше любого клада, ведь они подтверждают версию знаменитого владельца.

Ирина Авикайнен,директор музея-усадьбы «Рождествено»:
То, что это здание связано с дворцом царевича Алексея — первый человек, который озвучил этот исторический факт — как раз и был Владимир Набоков. Поэтому здесь мы его используем не как писателя, а как такого историка-исследователя. И, конечно, мне кажется, что Владимиру Владимировичу нравилась такая история.

Проникнуться духом дворянской усадьбы можно, прочитав автобиографический роман Набокова «Другие берега». Реставраторы и хранители же склонились совсем над другой литературой — технической. Ведь в ближайшие годы дом с колоннами ждёт настоящая перезагрузка. Здесь восстановят фасады и интерьеры, изразцовые печи и башенку бельведера. А в цокольном этаже разместят фондохранилище. И, конечно же, откроют здесь для посетителей доступ к редким находкам XVIII века.