В гостях у программы «Утро в Петербурге» Лев Наумов, писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Тимофей Зудин,ведущий:
Сегодня исполнилось бы 90 лет со дня рождения культового режиссёра Андрея Тарковского. Он стал легендой не только отечественного кино, но и одним из самых влиятельных европейских кинематографистов.
Ксения Бобрикова,ведущая:
В честь юбилея наш телеканал покажет «Иваново детство» и «Сталкер». А вот завтра 5 апреля в Петербурге пройдёт презентация киноведческого травелога Льва Наумова «Итальянский маршрут Андрея Тарковского».
Тимофей Зудин,ведущий:
Что за жанр такой «Травелог»?
Лев Наумов,писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
Это слова Антона Долина. Травелог – описание путешествия. Эту книгу можно назвать киноведческим травелогом, а можно биографией или исследованием творчества.
Тимофей Зудин,ведущий:
Под маршрутом подразумевается конкретный маршрут поездки Тарковского в Италию или это собирательный образ?
Лев Наумов,писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
И конкретные в том числе маршруты, которые Тарковский преодолел по Италии, потому что с этой страной он достаточно плотно связал свою судьбу. Семь раз он приезжал в Италию, описано, где путешествовал, как жил. Но на самом деле книга рассказывает не только об итальянских маршрутах. Если говорить про географический аспект, то это все путешествия Тарковского за рубежом. Большинство из них проходило в Италии, но ограничиться ею не получилось.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Вы писали об этих путешествиях как кабинетный учёный или вам самому пришлось сесть на самолёт и проехаться этими же маршрутами?
Лев Наумов,писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
Меня никто не заставлял, но для меня очень важен момент контакта, поэтому я побывал в подавляющем большинстве тех мест, которые описаны в книге. Преимущественно там путешествовал на машине. Объехал большинство городков Италии, Швеции, некоторые места в Голландии, встречался с людьми. Маршруты в данном случае имеют не только географическую трактовку. Это и люди, с которыми Тарковский общался, и фильмы, которые он смотрел, и они влияли на него, и книги, которые он читал.
Тимофей Зудин,ведущий:
О Тарковском написано сотни, наверное, книг и произведений. Что нового читатель найдёт в вашей?
Лев Наумов,писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
В этом ключе мне неловко говорить о себе, но мне кажется, что любой автор пишет такую книгу, которую бы сам хотел прочитать. Мне моя книга представляется необычной. Я не нахваливаю, но она не похожа на многие другие мне известные. Тема. С этой позиции к Тарковскому никто не подходил. Он так или иначе претендует на статус национального режиссёра. Уже уехав в Италию, он часто называл себя советским режиссёром и всегда оставался русским режиссёром. А ситуация оторванности от национальных корней очень важна, необычна. Мне важно было понять, какой это имело эффект, что ему начала давать Италия, и что он научился у неё брать. Известный биограф Шекспира, Хичкока и других деятелей искусства Питер Акройд говорит о том, что необходимо исследовать, какова связь Шекспира с ландшафтом, а ландшафта с Шекспиром. Это как раз то, чем я в этой книге занимаюсь в случае Тарковского.
Ксения Бобрикова,ведущая:
В вашей книге много внимания уделено двум последним фильмам мастера «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Почему?
Лев Наумов,писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга:
Это два фильма, которые он снял в эмиграции, соответственно в Италии и Швеции. По секрету скажу, что это мои любимые его фильмы. Тарковский уникален многим, в том числе и тем, что это был творческий взлёт диною в жизнь. Каждую его картину называли лучшей, и он сам называл лучшей в интервью до тех пор, пока не появлялась следующая. Кстати «Ностальгию» он называл для себя лучшей и после «Жертвоприношения». Но в «Жертвоприношении» он делает совершенно удивительные и необычные и для себя вещи в плане драматургии. Его взлёт был бесконечным. Конечно, в этом отношении два последних фильма – творческие вершины его пути. В каком-то смысле итоги.
Тимофей Зудин,ведущий:
Благодарим вас за эту работу, Лев, и желаем, чтобы книга нашла своего читателя.