На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Денис Денисов, заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва.

Ксения Бобрикова,ведущая:
На следующей неделе у православных христиан начнётся великий пост – время усиленной молитвы и участия в церковных таинствах. Будучи в храме обратите внимание на его роспись. Ведь это не просто живописное убранство стен, а важный духовный смысл украшения, возвышения и просвещения человека. У известных иконописцев изначально была византийская традиция письма. Что начало меняться в монументальной росписи храмов при Петре I и почему?
Денис Денисов,заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва:
Художники были разного сословия, и женатые люди, и монашествующие. Церковнослужители тоже были участниками этих монументальных росписей. Главные изменения, которые произошли, связаны с литературными основами для росписей. Храмы Ярославля и Москвы ориентировались на гравюры, художники создавали выдающиеся произведения. Храм Иоанна Предтечи в Толчкове становится знаменем Петровского времени. Он был расписан за два летних сезона1694-1695 годов. Наверное, он самый большой из всех по насыщенности живописью. Даже в Византийском мире нет такого храма.
Тимофей Зудин,ведущий:
При царе-реформаторе изменился ли смысл росписи стен? Раньше он был просто способом рассказать малограмотным людям притчи Писания. Стала ли роспись просто предметом декорирования?
Денис Денисов,заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва:
Малограмотные люди оставались. Но храм Иоанна Предтечи в этом смысле, наверное, самый показательный. Его заказывали прихожане почти всем миром. Этот храм наполнен текстами кроме самих изображений, а это говорит о том, что были и читающие люди. Там же впервые использованы сюжеты на темы новых переводных текстов, которые при Алексее Михайловиче – отце Петра I начали поступать в Россию и переводиться на русский язык. Таким было «Великое зерцало» — книга, которая была создана в Европе ещё в XV веке. Она служила таким подспорьем для проповедников. Они переносили образы в проповедь, а художники на стены.  
Ксения Бобрикова,ведущая:
Роспись каких ещё храмов можно привести как яркий пример монументальной живописи Петровской эпохи? Сретенский монастырь может быть примером?
Денис Денисов,заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва:
Не можно, а нужно, потому что он в этом смысле единственный памятник в Москве, расписанный в 1707 году. А самым известным исследователем этого памятника является Светлана Николаевна Липатова, которая не одну статью и даже монографию написала о нём. В росписи алтаря этого храма примечательным становятся образы патриарха. Специально для этого храма была заказана такая портретная галерея. А Пётр I заменил патриаршество Священным Синодом, и церковь становится памятником эпохи. Для Москвы это знаковый памятник.
Тимофей Зудин,ведущий:
А чуть позже – в XVIII веке в России начинает меняться не только роспись храмов, но и сама иконография. Изображения святых становятся более чувственными, приземлёнными. С чем связана такая тенденция?
Денис Денисов,заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва:
Чувственность и приземлённость начинается чуть раньше с мастеров Оружейной палаты, которые после росписи Успенского собора Московского Кремля объединены были в большие артели и впоследствии совместно работали в разных местах. Их стиль становится востребованным. Заказы делает царь и патриарх. Впоследствии все остальные состоятельные и именитые граждане тоже пользуются этим достижением русского искусства, украшая храмы в таком стиле.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Использовались ли в Петровские времена при росписи храмов западноевропейские гравюры?
Денис Денисов,заведующий сектором научно-методической работы Музея имени Андрея Рублёва:
Обязательно использовали и очень даже широко. Но наши художники всегда перерабатывали западноевропейскую гравюру и создавали свою. Пётр I устраивает и в Питере, и в Москве Печатный Двор, там работают известные сыновья Фёдора Зубова – Алексей и Иван. Они становятся основоположниками образцов для монументальной живописи. Становится востребована повествовательная сюжетность. Это одно из преимуществ Петровского времени, которое впоследствии будет использовано и в других видах искусства.