В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Жижина, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Ксения Бобрикова,ведущая:
В эфире «Эрмитаж. Говорим и показываем». Прямо сейчас расскажем вам об открывшейся в Манеже Малого Эрмитажа выставке «В поисках античного Боспора», посвящённой выдающемуся учёному-антиковеду, академику Михаилу Ивановичу Ростовцеву, 150-летие которого широко отмечалось научной общественностью в 2020 году.
Тимофей Зудин,ведущий:
Эта выставка ждала своего открытия два года, и теперь посетителям музея представлены памятники античного искусства, материальной культуры, документы и книги русских учёных-антиковедов XIX-начала ХХ веков, акварели и рисунки художников-участников раскопок и многое другое. Что такое Боспорское царство, чем оно уникально и почему его так пристально стали изучать в XIX веке?
Надежда Жижина,куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
Это царство образовалось как государство в V веке до новой эры. Оно располагалось на территории современных Керченского и Таманского полуостровов, а также в Южном Приазовье и получило своё название от греческого слова «пролив» — «боспор». Его земли были раскинуты по обе стороны пролива. Греческие города, которые были основаны там переселенцами из греческих городов в Малой Азии, оставили по себе прекрасную память, археологически зафиксированную, начиная с XVIII века. Но систематические раскопки начались именно в 30-е годы XIX столетия после фантастической сенсационной находки в кургане Куль-Оба недалеко от Керчи.столетия после фантастической сенсационной находки в кургане Куль-Оба недалеко от Керчи.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Выставка посвящена учёному-антиковеду с мировым именем Михаилу Ивановичу Ростовцеву. За что его так высоко ценят в научном мире? Что нового он привнёс в антиковедение?
Надежда Жижина,куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
Это академик Российской академии наук, фигура выдающаяся на антиковедческом поле. Человек, который занимался историей античности, историей экономического развития античного мира и анализировал экономику и Греции, и городов Древнего Рима. Это человек, который внёс огромный вклад в развитие археологической науки и в развитие истории искусства. Это был широко и фундаментально образованный человек, который после своей эмиграции в 1918 году наследие русской школы антиковедения принёс на Запад. А на Западе эти истоки были восприняты и продолжены.
Тимофей Зудин,ведущий:
На выставке представлено свыше 500 экспонатов.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Как создавалась экспозиция и кто помогал её наполнять?
Надежда Жижина,куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук:
В выставке помимо Государственного Эрмитажа принимает участие несколько очень солидных и значимых для этой темы организаций. В первую очередь это научный архив института истории материальной культуры и отдел античной культуры и античной археологии этого института, которые предоставили великолепные акварели и рисунки из своего собрания. Не менее ценный вклад в виде документов, фотографий внёс Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук – учреждение, которое давно изучает эти материалы. Всё, что связано с археологией и антиковедением, там изучено очень подробно. Кроме всего прочего огромную помощь и ценнейшее участие оказали музеи Московского Кремля. Предоставленные сегодня на выставку рисунки академика Фёдора Солнцева зрители увидят впервые, как и многое из того, что предоставили архивы Петербурга. Эти рисунки при взгляде на них поражают воображение. Мы признательны музею Московского Кремля и Оружейной палате за то, что нам было дано такое право их экспонировать. Помимо этого, в выставке приняла участие библиотека академии наук и библиотека Русского Географического общества, которые предоставили уникальные издания, повествующие о ранних этапах античной археологии. Причём эти книги написаны зарубежными путешественниками, а оформлены они в духе той самой художественной археологии, о которой повествует эта выставка.