ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент:

36 лет творчества Фёдора Достоевского так повлияли на умы человечества, что и к 200-летию автора всё исследуют и исследуют произведения, заложенные в них мысли и, конечно, сам противоречивый образ самого Достоевского.

Здесь, в стенах Михайловского замка, где когда-то учился Фёдор Михайлович, представлены работы из собрания Русского музея: от вполне узнаваемых портретов, классических монументальных скульптур, не совсем классических… до ярких психологических трактовок. Все по-разному интерпретируют его сложные и многоплановые тексты.

Мы расскажем о пяти самых интересных фактах о Достоевском в изобразительном искусстве.

Перед вами зловещие иллюстрации к роману «Белые ночи», написанные знаменитым художником Добужинским. Известно, что в своих романах Достоевский описывал реально существующие места. Но в этих работах важны не детали и не конкретные адреса, а сама атмосфера города.

Микаел Давтян,куратор выставки
Особый дух отдельных районов старого города — неподражаемый, отчасти застывший и прошедший сквозь время. Потому что до сих пор можем почувствовать что-то похожее.
ДМИТРИЙ АКСЁНЧИК,корреспондент:

Казалось бы, обычный классический портрет. Но здесь есть ремарка. Вот этот небольшой портрет Белинского, который напрямую отсылает к деятельности кружка Петрошевцев, за участие в котором Достоевского приговорили к расстрелу, но в последний момент наказание заменили на каторгу.

Увлечение Достоевского азартными играми также отражено в изобразительном искусстве. Как мы помним, роман «Игрок» он написал, опираясь на собственный опыт, поэтому и на иллюстрациях произведения в облике главного героя можно угадать самого писателя. Только бороды не хватает.

А это уже не иллюстрации к книгам. Так художники переосмыслили главных героев «Преступления и наказания» и с помощью карандаша изобразили их психологическое состояние. 

Микаел Давтян,куратор выставки
Он в разное время выглядел по-разному. Отношение общества, отношение власти к фигуре писателя было различным: от демонизации образа, вплоть до сакрализации провидческой.

Вот так возник отдельный разговор об изобразительном искусстве на примере одного только Достоевского. Уже 150 лет как его неустанно изображают и перерисовывают. И каждый раз — по-новому.