В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Гилёва, психолог.
Марианна Дьякова,ведущая: Новость о длинных каникулах увеличила спрос на настольные игры. Продажи выросли примерно на 10%, заявляют аналитики. И это уже тенденция. Популярность настольных игр в последнее время только растёт. Чем полезны настольные игры?
Татьяна Гилёва,психолог: Настольные игры – один из лучших способов объединить семью. Причём даже в том случае, когда родителям, например, очень сложно играть со своим ребёнком. Допустим у родителей мало самого опыта такой спонтанной игры, фантазирования. А в настольных играх есть правила, которые родителей поддерживают и помогают.
Михаил Спичка,ведущий: Сейчас столько компьютерных игр, причём очень реалистичных. Почему же старые добрые настольные игры всё-таки не выходят из обихода?
Татьяна Гилёва,психолог: На самом деле каждый ребёнок нуждается в том, чтобы взрослый был включён в него в том числе и эмоционально. Когда получается такая возможность в доступном для возраста формате, то ребёнку это тоже полезно и интересно. А ещё через игры можно не только развлекаться, но и учиться. Есть целая серия образовательных игр. Например, они помогают выучить правила русского языка, научиться считать, делить, умножать. Есть игры, рассчитанные на то, что кто-то победит, а есть игры, где можно победить только сообща, когда взаимодействует вся семья.
Марианна Дьякова,ведущая: Как эти игры найти и выбрать? Ведь многие являются аналогом зарубежных, некоторые не до конца продуманы. Как понять и узнать, что именно эта игра будет прекрасна и с точки зрения досуга, и с образовательной точки зрения?
Татьяна Гилёва,психолог: Вообще последние несколько лет игры стали настолько популярны, что в интернете есть видеообзоры, да и достаточно много людей делятся впечатлениями о том, как им было играть, подошло ли это их семье. Неплохо иногда вспомнить и давно забытые игры, те, что любили сами родители. Например, шахматы.
Михаил Спичка,ведущий: Существует игра для одного человека – пасьянс. В переводе с французского – терпение. Что вы о ней скажете?
Татьяна Гилёва,психолог: Это лишь один из вариантов карточных игр. Есть прекрасные игры, которые развивают воображение, тоже карточные с ассоциативными картинками. Они очень помогают узнать членов своей семьи. Для кого на что похожа ассоциация. Сразу можно много узнать о внутреннем мире близких. Конечно, игры, которые помогают сосредотачиваться, тоже хороши, они развивают усидчивость. А ещё во время совместных игр с семьёй, если быть достаточно бережными и тактичными, можно научить ребёнка проигрывать. Ведь это достаточно сложная задача для многих детей.
Марианна Дьякова,ведущая: С какого возраста детей привлекать к таким играм? Это же не кубики и не конструктор, а надо выстраивать свою стратегию. Наверняка ребёнку в два-три года ещё рановато?
Татьяна Гилёва,психолог: Это очень важный вопрос. Потому что на самом деле некоторые родители, насмотревшись роликов или сами как-то впечатлённые игрой, начинают предлагать ребёнку игру раньше, чем он готов. Тогда ребёнку сначала непонятно, и он не может играть, а после у него уже теряется интерес. Ведь не получилось, и играть он уже не хочет.
Михаил Спичка,ведущий: От компьютерных игр может появиться зависимость. А может ли она появиться от настольных игр?
Татьяна Гилёва,психолог: Я не знаю о таких случаях. Дело в том, что компьютерная зависимость отличается тем, что там нет другого. Ребёнок уходит туда за какой-то потребностью. А в настольных играх всегда есть контакт. А в контакте можно отслеживать, насколько я включён, насколько меня видят. Это скорее не зависимость, а очень приятное времяпрепровождение.
Михаил Спичка,ведущий: Стоит ли контролировать азартность ребёнка?
Татьяна Гилёва,психолог: Стоит учить адекватным способам её проявления. И не нужно останавливать ребёнка, если он побеждает, прыгает, радуется. Но при этом важно, чтобы он не разрушал поле другого, не толкал брата или сестру.
Марианна Дьякова,ведущая: А если всё-таки проиграл и расстроился, какие слова сказать, как поддержать?
Татьяна Гилёва,психолог: Родителям важно не смеяться, не подшучивать. Может быть надо поделиться своим опытом, что не всё сразу получалось. Вернуться к прошлому опыту ребёнка, когда у него получилось хорошо и было интересно, дать ему возможность немножко подпитаться перед тем, как пробовать снова и снова.