«И одно из заметных событий, которое случилось у нас на этой неделе — это юбилей. Юбилей легендарного театра «Комик-трест». Основанный в 1991-м году знаменитым актёром и режиссёром Вадимом Фиссоном вместе с Натальей Фиссон «Комик-Трест» стал ярким и точно одним из самых смешных культурных феноменов современного отечественного театра. А как всё начиналось? Как родилось название «Комик-Трест»? И, самое главное, почему профессия клоуна в нашем очень неспокойном мире — это не просто театральный жанр, но ещё и способ поиска гармонии с этим миром. Вот давайте и обсудим эти темы с неизменным, говоря языком рок-музыкантов, фронт-меном этого театра. В данном случае — фронт-вумен. С неподражаемой, обаятельной и блистательной Натальей Фиссон. Итак, Наталья Фиссон! Занавес!»
«30 лет, когда всё это начиналось, как это начиналось, кому пришла в голову эта идея?»
«Звонит Склярский из «Бродячей собаки», нужно, чтобы вы придумали название. Вы театр или группа, вас нужно как-то представить. Тогда, в 90-е, тресты открывались. И слово «комичный» — его почти не было. Были слова «клоун», «лицедеи». Мы хотели что-то взять из того, близкое к нам, но не впрямую. Ещё у нас была подруга переводчица, мы ей позвонили: как перевести? Мы уже смотрели в сторону Европы. «Comic Trust»? Выяснилось, что это ещё лучше. Это «комическое доверие». Этим утром мы приходим к Склярскому, у которого вечером будем выступать, и говорим: «Мы Комик-Трест». Склярский сказал очень важную фразу: «Наташа, если здесь, в этом святом месте, намоленном лучшими людьми Серебряного века произнесли это название, значит вы будете долго и счастливо жить». Посмотрите на эту поляну, кто с 1991 года отмечает 30-летие? У Вадика была такая гениальная фраза: «Конечно, я взрослый человек, которому уже за 40 лет, я всё равно смотрю на мир с ракурса 10-летнего ребёнка». Сидя в коляске, он видит мир не глазами того человека, который ходит сверху. Все наши истории – вещи глубоко философские, притчи. При этом рассказанные простым, наивным языком. У нас были реплики, когда приходили политические деятели, когда мы сделали «Белую историю» в 2000 году, они смотрели и говорили: «Понятно, что старая королева — Ельцин, молодая — Путин». И в каждой стране мира были реплики. Итальянцы говорили «Это наш Берлускони, как вы его продёрнули!». А англичане… Мы в Эдинбурге выступали. Там, в отличие от России, открыли газету — пошли в театр, у тебя проданы билеты. Приходят журналисты — молчат. Появляется какой-то профессор из Глазго, который в восторге, «У вас такой спектакль, всё классно!» Но если вам так классно, почему журналисты молчат? Так, а что вы хотите? Вы со сцены рассказываете, о чём молчит вся Англия. Это же очевидно! Это конфликт принцессы Дианы и королевы! У нас в спектакле? Да, это однозначно. Конечно, матушка-королева с утра принимает джин-тоник. Но мы это не показываем со сцены, как вы!»
«Что у вас с ребром?»
«Оно сломано. Как выяснилось сегодня. Я не шучу. Я сегодня поехала в травму, выяснилось, что ребро сломано. Не буду рассказывать, где я сломала ребро. Практически во время выступления. Как вы знаете, на сцене адреналин. Я услышала хруст, подумала что-то…»
«Наталья Фиссон после юбилейного концерта даёт интервью, у неё сломано ребро».
«Юра, я только из-за вас».
«Если я начинающий актёр, безумно мечтаю играть у вас в театре. Что бы вы мне сказали, что нужно, чтобы стать частью комик-треста? Какие качества необходимы?»
«Во-первых, стрессоустойчивость. Вы стрессоустойчивый, Юрий?»
«Очевидно, да»
«Второе. Нужно иметь очень большое желание. Быть готовым жертвовать временем, силами, другими интересами».
«А что клоуны должны нести в мир? Больше смеха? Доброты? Или и того и другого?»
«Это такой вопрос… А что человек должен нести в мир? Каждый своё. В каждом есть клоун и не один. И нужно каждый день пытаться встретить своего клоуна».
«В нашей современной жизни есть ли место чему-то смешному? Насколько важен смех в тяжелом и непростом мире?»
«Я поняла, как на сегодняшний день изменился мир. Зритель не столько хочет оценивать и сидеть в театре, наблюдая. Он хочет быть сопричастным. Сейчас, мне кажется, самое новое и важное – человек хочет проявиться».
«Наталия, продолжите после меня следующую фразу. Я, Наталия Фиссон каждое утро встаю, иду, сжигаю сердце и нервы, всё равно иду ради того, чтобы…»
«Какое-нибудь хулиганство совершить, я вам так скажу».
«Дай Бог вам ещё как можно больше, дольше, ярче, эффектнее и завораживающе хулиганить на сцене!»