АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Дворцовая площадь, дом 2, Зимний дворец, архитектор – Ф.Б. Растрелли, годы постройки: 1754 – 1762

В этом году 265 лет с начала Семилетней войны — одного из самых масштабных военных конфликтов XVIII века, который Уинстон Черчилль назвал «первой мировой войной в истории человечества». Когда спрашивают, а из-за чего началась Семилетняя война и за что воевали европейские державы друг с другом, то простой ответ найти не так легко: воевали за влияние, за формирование новых политических центров Старого света. С одной стороны – Англия и Пруссия, а с другой союз России, Австро-Венгрии и Франции. Ну а театром боевых действий стала не только старушка Европа, но Америка и Азия, которые активно колонизировали европейские государства.

город Пушкин, Садовая улица, дом 7, Большой Екатерининский дворец, архитектор – Б.Ф. Растрелли, годы постройки: 1743 – 1756

Семилетняя война не была уж так необходима Российской Империи, её втянули только союзнические обязательства перед Австрией. Середина XVIII столетия – это закат «елизаветинской эпохи», когда императрица начала тяжело болеть, а вокруг неё суетились самые разные вельможи и иностранные послы, подкупавшие советников Елизаветы Петровны, чтобы склонить её на ту или иную сторону.

Императрица обожала свою летнюю резиденцию в Царском Селе. Но именно здесь в конце 50-х годов XVIII века она осознала, что её правление подходит к концу. Сильно растолстевшая и подурневшая к тому времени Елизавета Петровна начинала каждое утро с жутких истерик, смотря на себя в зеркало и видя старую женщину, покрытую язвами. Таким нестабильным эмоциональным фоном пользовались её придворные, и прежде всего, Алексей Петрович Бестужев-Рюмин и братья Шуваловы. Одна группировка тянула императрицу на сторону Англии и Пруссии, другая склоняла в пользу Австрии. Однако победила всех знаменитая фаворитка французского короля Людовика XV – маркиза де Помпадур. Она вступила в потрясающую дипломатическую переписку с австрийским и русским двором. В итоге Фридриху II пришлось воевать с коалицией из трёх сильнейших континентальных держав и их союзников. Ярый женоненавистник он называл эту ситуацию – «союз трёх баб» или ещё хлеще – «война трёх дур», ведь ему противостояли французская мадам Помпадур, австрийская императрица Мария-Терезия и российская Елизавета Петровна. Правда, в борьбе с Англией этот союз оказался не дееспособным – в Америке Георг II легко разгромил французов.

Традиционное соперничество между Австрией и Францией за гегемонию на континенте было ослаблено появлением третьей силы. Пруссия, после прихода к власти в 1740 году Фридриха II, начала претендовать на ведущую роль в европейской политике. Его армии вообще не было равных в Европе, а русская или австрийская находились не в лучшей форме. Солдаты давно не воевали, а генералы настолько постарели, что не соответствовали новым военным трендам. В таких обстоятельствах Россия вступила в противостояние с Пруссией. Ценой чудовищных потерь русские смогли выиграть крупные битвы под Грос-Егерсдорфом, Цорндорфом, Пальцигом, а в итоге разгромили армию Фридриха Великого при Кунерсдорфе, поставив Пруссию на грань полного поражения.

город Ораниенбаум, Дворцовый проспект, дом 48, Дворец Петра III, архитектор – А. Ринальди, годы постройки: 1758 – 1762

Несмотря на военные успехи, Англия приостановила денежную помощь Пруссии, которая оказалась в одном шаге от полной гибели. Большинство прусских провинций были заняты русскими, либо австрийскими войсками. Но в январе 1762 года исход Семилетней войны оказался предрешён: умерла государыня Елизавета Петровна, а на русский трон взошёл её племянник — Пётр III, супруг будущей императрицы Екатерины Великой. Пётр Фёдорович, рождённый в Киле, был поклонником Фридриха и не только тут же заключил с Пруссией сепаратный мир, но и направил ей на помощь боевой корпус вместо того, чтобы штурмом взять Берлин и выиграть войну. Вскоре между странами-участницами военного конфликта был подписан Губертусбургский мирный договор, по которому Пруссия превратилась в великую державу, а в Германии сложилась система прусско-австрийского дуализма.

Французы больше не играли никакой роли ни в Америке, ни в Азии. Англия стала бесспорной мировой империей, забрав множество французских колоний. Такой провал Петра III в европейской политике императору не простили – 9 июля 1762 года его супруга Екатерина в ходе дворцового переворота заняла его место на троне и началась совсем другая эпоха в русской истории.