Петербург превращается в опасные джунгли. В городе появился борщевик. Еще в июне горожане заметили побеги на набережной неподалеку от площади Александра Невского. И если в центре проблема пока носит точечный характер, то на окраинах она скоро может достигнуть масштабов стихийного бедствия. Репортаж Наталии Бандуриной.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Лето 2021 года уже вошло в историю своими температурными рекордами. Такой жары не было давно, если быть точнее — с 1917 года. Укрыться от солнца в городе можно, конечно, в садах, скверах и парках, что многие и делают, не подозревая, что там теперь обитает настоящий убийца — тихий и даже очень симпатичный».

Ожоговый центр института скорой помощи им. Джанелидзе. Сюда привозят пациентов с самыми тяжелыми диагнозами. Пострадавших в ДТП и пожарах. Но только за это лето уже 5 человек поступили со страшными химическими ожогами, которые получили у себя на даче или на обычной прогулке, когда на их пути встречался борщевик. Как это случилось у Анатолия Яковлевича, который решил очистить полянку на берегу для рыбалки.

Борщевик Сосновского — травянистое растение семейства зонтичные. Родом с Кавказа. И пока он там оставался, все было хорошо. Он никого не трогал, его, напротив, собирали и даже добавляли в борщ вместо капусты. Отсюда и название. После войны, когда страну поднимали из руин, налаживали сельское хозяйство, было решено высаживать его по всему Союзу, использовать как силос на корм скоту.

И вот тут произошло непредсказуемое, у растения испортился характер, говоря научным, языком случилась фитоинвазия. Это когда, поменяв место обитания, растение приобретает другие свойства. Молоко у коров стало горьким, сок растения стал ядовитым, попадая на кожу, он разъедает ее защитный слой и под воздействием солнца на теле остаются страшные ожоги.

Максим Машкарин каждый раз, как к тиграм в клетку, заходит в заросли борщевика, и несмотря на то, что он более 10 лет занимается его изучением и борьбой с ним, борщевику все же иногда удается атаковать. Кроме людей, к слову, страдают и другие, мирные растения, которых он вытесняет.

МАКСИМ МАШКАРИН,ведущий агроном ФБГУ Россельхозцентра:
«Два способа, которые я считаю правильными в борьбе, это химическая обработка. Можно его даже скосить, но потом его нужно перепахать и высадить культуру сверху».

Борщевик уже давно вырвался с полей, на которых его выращивали, и стал захватывать территорию, как вирус, момент был упущен и вот теперь он добрался до Петербурга, и его окрестностей. Если с ним не бороться, картина будет апокалиптической.

Пока что на территории города химический способ в борьбе с растением-захватчиком не используют — его косят.  Недавно очистили от сорняка Муринский парк, Колпино.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Как по минному полю, единственный способ борьбы в городских условиях — это косить, но эти рабочие сейчас сильно рискуют, потому как это надо делать в защитных костюмах. Вообще, борщевик — это своего рода «Терминатор» от мира растительности. И по степени разрушительной силы, и по своим свойствам регенерации. Попросту скосив растение, уничтожить его не получится. Уже через несколько дней он выпускает стрелу, а значит, снова готов к атаке».

Он поразительно плодовит, из 100 тысяч семян, которые у него вызревают, получится 100 тысяч новых растений.

Мария Мельникова — администратор группы «Борьба с борщевиком в СПб», в которой, к слову, уже 200 участников во всех районах города. И у них свой метод противостояния — лопата.

Конечно, так бороться энергозатратно. Но масштаб бедствия уже всем очевиден. И как бывает в таких случаях, на ум приходят самые неожиданные решения. Так, в Ленобласти на поля с растением-террористом бросили своего рода штрафбат, состоящий из осужденных за вождение в пьяном виде и злостных неплательщиков алиментов, потому как найти желающих по доброй воле работать не получается.

СТАНИСЛАВ ПРИХОДЬКО,глава администрации Тельмановского сельского поселения Тосненского района:
«Работа очень тяжелая, эти работы обязательные, и мало кто на них соглашается, и здесь они не получают деньги, а отрабатывают часы».

Городской фольклор не смог остаться безучастным к этому событию, как когда-то во время сухого закона резиновую перчатку на бутылке с брагой называли «Привет Горбачева», так идущих в бой с сорняком окрестили «Узниками борщевика». И старый всем известный мотив песни приобрел новый смысл. Ну, а если серьезно, то на месте одного скошенного поля, через год появится два поля с борщевиком. Ленобласть уже в его полной власти.

Самое страшное, что пока не знают толком, как с ним бороться. Он осваивает все новые и новые территории: Москва, Алтай, он уже замечен даже на Камчатке. Опасный и непредсказуемый пробрался в Петербург, и все что пока с ним можно сделать, это фиксировать новые зараженные участки. И ни в коем случае его не трогать. Биологи думают, как загнать зверя в клетку, а может и сама природа найдет на него охотника. Ведь даже у борщевика должно быть слабое место, просто пока о нем не известно.