В 12-колонном зале Государственного Эрмитажа разместилась вставка, которая охватывает 50 лет сюрреализма начиная от 20-х годов прошлого века.

Выставка начинается с ключевых изданий 20-30- х годов, во-первых, это работы самих участников группы сюрреализма, а во-вторых, работы тех художников, которые были косвенно связаны с сюрреализмом, как например вот эта иллюстрация Пабло Пикассо к «Неведомому шедевру» Оноре Бальзака. По словам куратора выставки, лаборанта Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ивана Чернякова главными героями этой части выставки, безусловно, можно считать Сальвадора Дали и его иллюстрации к «Песням Мальдорора»Лотреамона и Макса Эрнста и его «Романы в коллажах». Отличительная особенность Эрнста — это очень сложная техническая реализация его работ. Вот в частности эта его работа «Романы в коллажах» нам кажется цельной, а на самом деле она собрана из мелки кусочков, вырезанных из разных изданий XIX века, тщательно отобранных, затем склеенных и потом уже с помощью фоторепродукции получалось вот такое изображение.

На сюрреализм 20-х годов большое влияние оказывал XIX ввек, а вот каким стал сюрреализм века ХХ, в послевоенное время, рассказывает ещё одна часть выставки.

По мнению куратора выставки, научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаила Балана, если мы говорим про книгу, то прежде всего в период 40-60-х годов очень широко начинает применяться цвет, чего раньше не было или было мало, увеличиваются форматы, увеличивается эффектность изданий, хотя многие вещи базовые, появившиеся в 20-30 годы, как раз развиваются. В экспозиции работы Жоана Миро, Роберта Матты, Андре Массона, выполненные в послевоенные годы. Одна из главных работ на выставке — книга Матты «Come detto den trovo significance» — название цитаты из «Божественной комедии», иллюстрации такие космические, фантастические и тексты, написанные самим Маттой, это такое погружение в мир своего «я» и своего подсознания.

В финале выставки представлены работы периода 70-х годов, имена те же, но многое в их работах поменялось. Вот например, книга «Десять рецептов бессмертия» с иллюстрациями и текстом Сальвадора Дали и для неё, как и для всех поздних работ художника, характерна идея избыточной роскоши — как, например, ручка в виде трубки телефона и замки в виде яичницы, и в ней Дали исследует интересные ему современные научные темы, такие как голография или генетика, которые он смело комбинирует с религией и мистикой.

Выставка будет работать до 3 октября.