АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

 4-я лини Васильевского острова, дом 15 Особняк Боссе, архитектор — Г. Боссе, годы постройки: 1847 – 1850

Одним из крупнейших архитекторов Петербурга второй трети 19 века был Гаральд Боссе. Построенные им доходные дома и особняки петербургской знати до сих пор украшают многие улицы Города на Неве. В середине позапрошлого столетия на 4-й линии Васильевского острова появилось и вот это красивое здание – Гаральд Боссе построил себе дом. Здесь он поселился вместе с супругой – Александриной Шарлоттой, дочерью придворного краснодеревщика и фабриканта Генриха Гамбса, автора знаменитого мебельного гарнитура из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

 улица Декабристов, дом 54 А.  Церковь Святого Апостола Иоанна, архитекторы — Г. Боссе, К. К. Циглер фон Шафгаузен, годы постройки — 1859 – 1860

Большое внимание Гаральд Боссе уделял строительству храмов. Одним из лучших образцов этого типа зданий была немецкая реформатская церковь на Мойке, к сожалению, перестроенная в советское время в ДК работников связи. Зато сохранился вот этот лютеранский храм эстонской общины на улице Декабристов, бывшей Офицерской.

Здание Яани Кирик на 800 мест было заложено 24 июня 1859 года. Строительство велось очень быстро и уже через полтора года храм освятили. Церковь была построена в псевдороманском стиле и имела большую шатровую колокольню. Увы, в 1930 году храм закрыли. Затем здание перестроили в конструктивистском стиле, колокольню снесли, к главному фасаду пристроили лестницу, внутри сделали перекрытия между этажами и открыли клуб. В 1997 году дом вернули Эстонской лютеранской общине Петербурга. В 2009-м началась реставрация: были восстановлены колокольня и фасад, которому предали его исторический облик. И ровно 10 лет назад церковь Святого Иоанна была освящена заново!

 г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 109 Усадьба «Михайловка», Конюшенный корпус (кампус «Михайловская дача» ВШЭ СПбГУ)

Боссе был архитектором-новатором! Поиски нового архитектурного образа особенно наглядно проявились в проектировании дач. Видное место среди памятников архитектуры пригородов Петербурга занимают его дворцово-парковые ансамбли Знаменки и Михайловки. Михайловская дача, расположенная между Стрельной и Петергофом, служила летней загородной резиденцией для семьи Великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I.

Усадьба «Михайловка», Дворец Великого князя Михаила Николаевича, архитекторы — А. И. Штакеншнейдер, И. И. Шарлемань, Г. Боссе, годы постройки — 1850 – 1862

Архитектурно-природный ансамбль Михайловки развивался при участии ведущих архитекторов середины 19 века – его начал строить Андрей Штакеншнейдер, продолжил — Иосиф Шарлемань, а достраивал уже Гаральд Боссе. Взяв за основу общую композицию дворца своих предшественников, построенную на сочетании двух объёмов – Большого и Малого дворцов, Боссе создал новый проект, предполагавший расширение сооружения и перекомпоновку башен и павильонов, составляющих эту асимметричную дворцовую постройку. Архитектор обогатил декор фасадов, в композицию были введены аркады, портики, кариатиды. Его архитектурный стиль характеризуют как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей. Ко дворцу примыкал большой парк с прудом, плотиной и фонтанами. Боссе заодно перепланировал и его, сохранив при этом старые дубы, посаженные ещё при Меншикове, когда тот владел Михайловкой.

 г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 115 Усадьба «Знаменка», архитекторы — А. И. Штакеншнейдер, Г. Боссе, перестроена в 1857 – 1859 годах

Рядом с усадьбой «Михайловка» на Петергофской дороге красуется Знаменка, бывший загородный дворец фаворита императрицы Елизаветы Петровны – графа Алексея Разумовского. Всё это имение в 1835 году выкупил Николай I для своей любимой супруги – императрицы Александры Фёдоровны, которая впоследствии подарила его сыну – великому князю Николая Николаевичу Старшему. Он-то и затеял грандиозную перестройку дворца. Сперва Штакеншнейдер заново оформил Греческий зал и Рафаэлиеву галерею. Затем к работе над Знаменским дворцом привлекли Гаральда Боссе, который разработал новый проект перестройки в 1857—1859 годах. На этот раз фасады и интерьеры были выполнены в стиле русского барокко. Одновременно по проектам Боссе были построены конюшенный двор на 100 лошадей, кухонный корпус, дом смотрителя, оранжереи, два дома садовых мастеров, а также перестроена Церковь святых апостолов Петра и Павла. За свою 30-летнюю архитектурную деятельность в Петербурге Гаральд Боссе был награждён многими орденами и возведён в потомственное дворянство в знак благодарности Дома Романовых за проделанную работу.