АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: Сенатская площадь. Памятник Петру I («Медный всадник»), скульптор – Э. Фальконе, открыт в 1782 году
«Быть по сему…» — знакомое всем выражение из школьных учебников по истории. Напомню, что в дореволюционной России это была формулировка утвердительной резолюции царя. А пошло всё с первого российского императора Петра Великого, 300 лет назад провозгласившего образование Российской Империи. Так совпало, что в этом году свои исторические юбилеи отмечают и два главных государственных органа управления Российской империей — 310 лет Правительствующему Сенату и 300 лет Святейшему Правительствующему Синоду.
Сенатская площадь, дом 3. Здания Сената и Синода, архитектор – К. И. Росси, годы постройки: 1829 – 1834
Сенат до революции 1917 года был высшим органом государственной власти и законодательства, подчинённый императору. А Синод фактически являлся «Министерством церкви», ведь по задумке Петра Первого этот общественный институт также должен был полностью подчинён императору, то есть «помазаннику Божьему». А раз духовная и светская власть сосредоточены в руках правителя всей Империи, то и находиться они должны вместе. До XIX века Сенат и Синод располагались в Здании Двенадцати коллегий. Когда в Петербурге в 1823 году перестроили здание Главного Адмиралтейства, прежние постройки перестали соответствовать свежему облику Сенатской площади. Срочно требовалась реконструкция. Император Николай I повелел построить новый дом для Сената и Синода по образу и подобию здания Главного штаба.
Галерная улица
В это новое здание в стиле позднего классицизма Сенат и Синод въехали в начале 30-х годов XIX столетия. В его архитектуре и декоре — сплошные символы. Новая триумфальная арка стала символом — Единства Государства и Церкви. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон — «Правосудие и благочестие». Арка укреплена четырьмя парными колоннами с выдвинутым антаблементом. Высота зданий составляет 17 метров. Входы в них оформлены гранитными лестницами. Планировали по их обеим сторонам разместить чугунных львов. Однако Синод был против появления в декоре здания таких скульптур. Арка, не закрывая выход к Галерной улицы, максимально подчеркивает гармоничное сочетание фасадов двух зданий, объединённых в одно величественное целое. Эти грандиозные сооружения государственным органам управления Россией символизировали всю мощь самой империи и стали последним крупным и гениальным проектом знаменитого архитектора — Карла Росси.
Быть по сему: Правительствующий Сенат и Святейший Синод отмечают юбилеи
11 июня 2021, 04:45