Несколько лет назад Александр Тютрюмов спродюсировал фильм «Весури» об оккупации финнами Карелии. Сегодня его кинокомпания снимает документальную драму, посвящённую другой странице нашей общей истории – жизни и судьбе финско-шведской поэтессы Эдит Сёдергран, которой было суждено родиться на границе веков, государств, литератур и языков.
Александр Тютрюмов,продюсер: Проект этот пришёл ко мне во время пандемии. Как раз искали локации для Маршака, для съёмок фильма. И узнали, что в Рощино всю жизнь прожила шведскоговорящая финская поэтесса Эдит Сёдергран. И мы о ней ничего не знаем, пришла идея снять этот фильм о ней, о её творчестве.
Это имя у нас известно, разве что жителям Рощино, бывшего посёлка Райвола, где поэтесса прожила почти всю свою жизнь. Да и то благодаря местной достопримечательности — тёмному камню на берегу озера, неподалёку от которого на гранитном валуне восседает бронзовый любимец Эдит кот Тотти.
Анастасия Подосинникова,актриса: Скажу честно, я не знала про эту поэтессу, этот проект заставил меня углубиться в её биографию, узнать её творчество. И я просто поражена, что такая величина мне была незнакома.
Эдит родилась на Выборгской стороне в семье механика с завода Нобеля. Училась в самом центре Петербурга — в немецкой гимназии Петришуле, и ещё в школьных стихах воспевала родной город. Революция сделала для Эдит Петроград недоступным, добавив боли и без того в печальное бытие поэтессы, пережившей осмеяние современниками, одиночество и безуспешную борьбу с чахоткой.
Анастасия Подосинникова,актриса: Человек так хотел жить, человек так хотел любить, так хотел испытывать самые яркие чувства. Я прочитала её стихотворение, я прямо запомнила эту метафору про ногти, которые до крови стираются об стену. Каждое её стихотворение, на мой взгляд, оно просто пронизано, невероятным надрывом каким-то человеческим.
Валентина Коровникова,режиссёр: У нас в фильме будут звучать её стихи, обязательно. Её жизнь — это её поэзия. Я бы хотела донести до зрителя эмоцию, чтобы зритель не просто узнал сухие факты, когда она жила, когда она писала, когда она умерла, когда она пошла учиться, а чтобы он смог почувствовать атмосферу её жизни.
За прошедшие сто лет от старой Райволы ничего не осталось: ни дома Эдит, ни её знаменитого сада, ни православного кладбища, где она нашла свой последний приют. Пандемия прервала паломничество финнов к памятнику на берегу озера. И тем ценнее, что именно сейчас о финско-шведской поэтессе вспомнили в Петербурге.