Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Новая выставка в залах Зимнего дворца рассказывает об основных вехах в жизни Александра Невского раскрывает значение его личности для истории России. Кураторы экспозиции из 200 уникальных объектов культурного исторического наследия выбрали пять артефактов, которые помогут понять, как менялось восприятие образа и почитание великого княза в разные эпохи.

КОПИР ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

Борис Зашляпин,куратор выставки «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика»:
Это медная гравировальная доска, изготовленная в 1723 году, в ней представлен второй проект Александро-Невского монастыря. Отпечатки с этой доски были преподнесены в 1724 году гостям празднества по случаю перенесения мощей. Произошёл конфуз: отпечатки с доски достались не всем гостям празднества. Она имеет потрясающую сохранность и по идее, с неё можно было бы сделать и новые отпечатки, но по инструкции Министерства культуры это запрещено.

ИКОНА ОРДЕНОНОСЦА

Анна Иванникова,куратор выставки «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика»:
Уникальный исторический факт — в собрании Эрмитажа имеется икона, которая была освящена в Троице-Сергиевой лавре в тот момент, когда Екатерина Великая возлагала знаки ордена на графа Николая Петровича Шереметьева. Потомки прикрепили к обороту иконы фрагмент орденской красной ленты, на которой Николай Петрович Шереметьев носил орден Александра Невского.

ЕПИСКОПСКАЯ МАНТИЯ

Борис Зашляпин,куратор выставки «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика»:
На выставке представлена уникальная епископская мантия, которая надевалась всего лишь один раз в год, в праздник ордена Святого Александра Невского. Мантия принадлежала архимандриту Александро-Невской лавры, который бил награждён знаками ордена Святого Александра Невского. Об этом свидетельствуют знаки, нашитые в верхних скрижалях мантии.

СТЕРЕОЭФФЕКТ XIX ВЕКА — ЛИТОФАНИЯ

Анна Иванникова, куратор выставки «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика»:
Эта техника пришла из Германии в 30-е годы XIX столетия, где она и была изобретена. Тонкий пласт фарфора, на нём формируется очнь невысокий рельеф, когда вы смотрите без подсветки, то изображение слабо просматривается. Нужен направленный с оборотной стороны свет — тогда изображение очень ярко проявляется, уподобляясь фотографии. А если представить себе, что в то время ещё не было электрического освещения, использовали свечи — вот этот колеблющийся свет был может быть даже какой-то предтечей видео.

НОВАЯ ГРОБНИЦА СВЯТОГО

Борис Зашляпин,куратор выставки «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Образы и символика»:
Именно в Петровское время почитание Александра Невского обрело пафос на всероссийском уровне. В конце XVII столетия была изготовлена рака, украшенная медными позолоченными листами.

Над её изготовлением трудились лучшие мастера Золотой палаты московского Кремля. Ткани для внутренней отделки были дарованы Петром I. Именно в этой раке мощи святого были доставлены в Петербург — на место прошлых и будущих побед.