Даже говоря об искусстве, нельзя не обсудить центральную тему этих дней — День Победы. Какой бы не была великой, тема следует обычным путям искусства, а значит рождает произведения разные — удачные и нет. Главная трещина, по которой происходит раздел — в двойственности ее восприятия.
С одной стороны, Великая война рисует пределы человеческого существования, цинично и чудовищно обнажает страдание, безапелляционно и жестко вынося приговор любому участнику насилия. С другой стороны, человек, будучи членом общества, не может жить вне его резонов, и вот тогда на сцену выходит то, что обобщают словом патриотизм.
Между Сциллой и Харибдой оказываются и писатели, художники, режиссеры, даже рассказывая о нашей Великой войне в нашей стране приходится делать выбор, как называть ее участников: герои или жертвы — наши, жертвы или убийцы — те, по ту сторону окопов? Назвать подвигом или бойней, сейчас проще призывать к всепрощению, но «сколько раз увидишь его, столько раз его и убей» — кто бы посмел назвать людоедскими стихи Симонова в ходе той войны?!На конкретных примерах последних лет тему продолжит Дарья Патрина.