Секретные объекты и космические адреса Петербурга. Репортаж Ивана Уварова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И главный вопрос, который, как мне кажется, сейчас волнует любой пытливый ум заключается в том, а сейчас, спустя 60 лет, какой главный урок мы должны извлечь для себя? Для нашего настоящего. Для нашего будущего. Чему нас научил величайший подвиг Королева и Гагарина? И искать ответ мы будем в наших сюжетах, интервью и материалах. А пока давайте поговорим о роли, которую сыграл наш город в истории космоса. Ведь очень многое начиналось именно в Ленинграде. В Петербурге. Вот, например, дед Юрия Гагарина по материнской линии. Жил в дореволюционном Петербурге. Работал на Путиловском заводе. Да и сам Юрий Гагарин проходил в 1955 году, на заводе «Вулкан», который располагался на Новоладожской улице, учебно- педагогическую практику. По первой профессии Гагарин был сталеваром. И учил подростков на ленинградском заводе «Вулкан» литейному делу. Да и сама эпоха ракетостроения зарождалась в буквальном смысле на берегах Невы.
В 1927 году на территории Петропавловской крепости открылась газодинамическая лаборатория. Здесь проходили первые опыты по разработке первых ракетных двигателей. Ходовая часть для первых советских луноходов тоже дело рук наших ленинградских инженеров и ученых. Но точно так же и космос повлиял на наш город. Изменил его. Сделал другим. И эти изменения можно заметить и сейчас. Если посмотреть на топонимическую карту нашего города, на его архитектуру. И даже в некоторых местах можно вообще в буквальном смысле увидеть осколки той великой советской космической эпохи. Иван Уваров покажет нам этот город, который так изменил космос и все, что с ним связано».
Иван Уваров,корреспондент: «Ракета-носитель «Молния» его разрабатывали для запуска межпланетных аппаратов к Венере и Марсу. А вот это знаменитый «Зенит». И всего в нескольких километрах от Петербурга. Едем? Едем!»
Всего час от центра Петербурга. И словно попадаешь на другую планету. Деревня Лехутси. Достопримечательность в деревне одна. Отсутствие магазина. Его закрыли несколько лет назад. Теперь продукты привозят раз в неделю. Да, вообще, проблем хватает, вздыхают местные. Поэтому про ракеты здесь давно забыли.
Ольга. Фамилию не называет. Все-таки работала на секретном объекте. Охраняла те самые ракеты. Кажется, что путь к «Молнии» и «Зениту» найден.
Иван Уваров,корреспондент: «Дальше не пройти. Запретная зона. Военный объект. Там, за деревьями, легендарные «Молния» и «Зенит». Возвращаемся в город».
Добро пожаловать в космический Петербург!
Ленинград. Начало 70-х. Еще свежи эмоции от выхода первого человека в открытый космос. До стыковки «Союз Аполлона» — три года. Новую станцию ленинградского метрополитена хотят назвать именем Ленсовета. Но оформленная по тем временам в самом модном архитектурном стиле — покорение космических высот — в 1972-м в городе открывается станция «Звездная».
Это сейчас Станислав Савин — заслуженный архитектор России. А в свои 24, в начале 70-х, он вчерашний студент спроектировал эту знаменитую башню.
Особому конструкторскому бюро технической кибернетики при Политехе требуется специальная площадка. Для испытаний систем управления мягкой посадки первого корабля «Союз Аполлон». Молодой архитектор Савин — еще раз: ему всего 24 года — выигрывает конкурс и приступает к проектированию здания. Стройка начинается в 1974-м.
Стройка закончится в 85-м. И тогда же здесь пройдут первые испытания. Сверху башни на скорости 4G вниз будут приземлять, выражаясь языком ученых, «блюдо», созданное специально для эксперимента.
Здесь до сих пор высокая степень секретности. Каждый день — испытания. Даже журналистам попасть внутрь башни невозможно. Но вот уникальные архивные кадры испытаний разных лет.
Белый лотос, ракета — да как только не называли его творение на пересечении Светлановского и Тихорецкого. Классик коммунистического брутализма — так назвали архитектора Савина голландские коллеги — готов поспорить с каждым. В эту работу он вкладывал совершенно иной образ.
Протяженностью всего 880 метров. Узкая, уютная. Соединяет проспект Гагарина и Космонавтов. Вот такой космический уголок. До 2002-го года это был безымянный проезд. Дать ему имя в честь второго космонавта мира — идея краеведа Алексея Ерофеева.
На эту, теперь уже улицу, до сих пор обращают мало внимания. За 20 лет на Титова не появилось ни одного дома. Адреса этих девятиэтажек так и остаются очередными корпусами по проспекту Гагарина. Так звучит солиднее, вздыхает краевед.
Не беда, что немного великоват для павильона среди парка. А что еще должно было появиться рядом с крупнейшим планетарием мира, как не летающая тарелка? Экскурсовод Алена Нагорик так и говорит туристам.
Кажется, что летающие тарелки — новый тренд среди архитекторов современного Петербурга. Стадион на Крестовском. Невская ратуша. И, конечно же, Лахта-Центр. Пусть не тарелка, а, скорее, ракета, но ко Дню космонавтики она тоже взлетела.
«Космонавт» на Бронницкой, панно «Космос» на Боткинской и дворик космонавтов на Пионерской. Это уже традиция. Использовать в архитектуре, топонимике, да самой атмосфере города космические мотивы. И эту традицию нужно продолжать. И может быть вот эти ракеты должны занять свое место или у Петропавловской крепости. Где испытывали первые реактивные двигатели. Или у музея артиллерии. В общем, на родине космонавтики. Для того чтобы какой-нибудь юный петербуржец, увидев эти бесценные экспонаты не на фото, а своими глазами, начнет мечтать о профессии космонавта. Точно так же ,как об этом мечтал каждый ленинградский мальчишка.