Не знаю, заметили вы или нет, но из нашего сегодняшнего выпуска следует позитивная мысль — какими бы спорными для искусства ни были новые технологии, они выявляют смысл, ранее неизвестный. Позволяют что-то новое рассказать о нём самом. Так, в общем-то, было всегда.
В 1908 году в Париже некто Жорж Мандель придумал способ синхронизировать граммофонную запись и видео — он применил его к опере. Собрал артистов, исполнивших «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, в том числе всемирно известного Энрико Карузо. Записал звук, а потом попросил на камеру спеть под фонограмму.
Схитрил, но это первая запись того, как оперные певцы, собственно, играют на сцене, как это было в те времена.
Традицию создания портретов артистов оперы продолжает современное телевидение. Не могу сказать, что это сопряжено с технологическими прорывами, но подлинность, настроение и антураж — передает. Поскольку в основе всегда — живое общение. Виктор Высоцкий нарисовал яркий портрет звезды Мариинского театра Ирины Чуриловой.