Как посреди тротуаров вырастают фонарные столбы? Кто делает пешеходные переходы, которые упираются в глухую стену? И по чьей вине мы каждый день ходим по улицам, которые устроены по требованиям нормативов и ГОСТов, но не для комфорта и удобства для горожан? Репортаж Александра Лисицына.
Александр Лисицын,корреспондент: «Центр Петербурга. Улица Кирочная. Тротуар вдоль Таврического сада. Место для прогулки, казалось бы, идеальное, но, как водится, с подвохом. Если невнимательный горожанин вдруг «залипнет» в свой смартфон или будет считать ворон, он рискует врезаться в столб, который стоит прямо по центру пешеходной зоны».
Это очень похоже на полосу препятствий. Мимо фонарных столбов петляют мамы с колясками. Пенсионеры едва успевают увернуться от вездесущих велосипедистов.
Этот тротуар на улице Кирочной отремонтировали в 2013 году по программе «Чистое небо». Инвестором выступил «Газпром». Это был настоящий подарок городу. Одна из главных целей этого проекта – убрать старые подвесные светильники и установить чугунные фонари, которые сегодня так мешают пешеходам. В итоге вышло, как в знаменитой крылатой фразе Черномырдина: «хотели как лучше, получилось как всегда».
Идем за ответом к исполнителю работ, компании «Дормост». Там настаивают, убрать фонари с середины тротуара было практически невозможно.
Со одной стороны проходят электрические сети и газопровод, от него по ГОСТу нужно было отодвинуть фонари на 1 метр. С другой стороны — Таврический сад, охраняемый объект культурного наследия, от него, по требования КГИОП, тоже нужно было отступить на тот же 1 метр.
Получается, и «Газпром» не виноват, и «Дормост» заложник ситуации. Только это ничего не меняет, фонари прямо посреди тротуара и сегодня мешают пройти горожанам. И таких пешеходных зон в Петербурге немало. Все как в классической репризе Аркадия Райкина, не потерявшей актуальность еще с советских времен.
Урбанисты считают, что решение проблемы есть. Нужно расширять сами тротуары. На Большом проспекте Петроградской стороны есть уникальный пилотный участок.
Правда, и здесь фонарные столбы стоят практически по центру тротуара и мешают пешеходам. По еще все тому же ГОСТу нельзя устанавливать любые объекты вплотную к проезжей части. Получается, с точки зрения закона автомобилисты важнее, чем пешеходы. Хотя здесь, на пилотном участке, «украденного» метра дороги шоферы даже не заметили.
Стив Каддинс,эксперт Института дизайна и урбанистики университета ИТМО: «Даже стало безопаснее. Полосы стали уже, по ним уже 100 километров в час не разгонишься».
Другая городская проблема. Практически все водосточные трубы в центре города выведены прямо на те же тротуары. В итоге, летом потоп, зимой – каток.
Городская система дождевой канализации, проще говоря, ливневок, была разработана и утверждена еще в 1980 году. И с тех пор не менялась. Отличное решение этой проблемы можно увидеть в соседнем Хельсинки. Там, да и во многих других европейских странах, водосточные трубы выведены прямо в канализацию. Петербург от других столиц пока отстает.
Марина Сухорукова,урбанист: «Можно принять программу, которая запрещала бы строить новые здания или реставрировать старые без умных решений, когда труба напрямую связана с ливневыми стоками».
Пока такой программы в Петербурге нет. Победить анахронизм системы сложно. На полную замену старых водосточных труб нужны, мягко говоря, солидные средства, которых в бюджете, судя по всему, нет. Хотя в перспективе, это наоборот, поможет городу экономить.
Александр Лисицын,корреспондент: «Улица Почтамтская, до Исаакиевского собора – рукой подать. Водосточная труба направлена прямо в тротуарную плитку, которую, видимо, скоро придется менять. Разумеется, за наши с вами деньги».
Один квадратный метр плитки, к слову, стоит от 15 до 35 тысяч рублей. Вот и на Почтамтской улице скоро начнется ремонт. Сейчас идет разработка проектной документации, только она будет стоить бюджету Петербурга 4 миллиона рублей.
Александр Лисицын,корреспондент: «Пешеходный переход на улице Камская. Общественники Васильевского острова эту «зебру» называют дорогой в никуда. Это не злая ирония, а констатация факта. На другой стороне дороги удивленного пешехода встречает не тротуар, а неказистый забор».
Сразу за забором уродливый скелет недостроенного дома. Тут еще 10 лет назад начали строить центр реабилитации инвалидов. Но объект застрял в бюрократии и экспертизах. Но, видимо, по нормативам пешеходный переход перед долгостроем должен быть. Опять та же история, никто не виноват, а проблема есть.
Неподалеку еще одна локация. Автомобильная дорога у 8 дома по улице Беринга вплотную примыкает к жилому дому. Жители неоднократно просили чиновников сделать тротуар, ведь прямо за углом — школа.
Антон Карякин,координатор движения «Сделай район лучше»: «Начали писать, что-то пытаться сделать. Но за два года добились только того, что повесили знак, что проход запрещен».
В итоге, пешеходы идут прямо по проезжей части. Вся надежда на внимательность водителей. Чиновники еще год назад прислали отписку – денег нет.
Адресной программой КРТИ, сформированной с учетом бюджетного финансирования до 2021 года, работы на данном перекрестке не предусмотрены.
Александр Лисицын,корреспондент: «Многоэтажка на Парашютной. Здесь наша съемочная группа тоже обнаружила необъяснимую с точки зрения благоустройства аномалию. Этот тротуар упирается в крыльцо цветочного магазина. Рядом еще одна пешеходная дорожка. Между ними – узкая полоска земли неизвестного назначения. Может быть, здесь когда-нибудь появятся декоративные деревья? Может быть, это такой троллинг от застройщика? Что называется, попробуй угадай».
В цветочном магазине пояснить, откуда тут появилось крыльцо, перекрывающее дорогу, не смогли.
Представитель застройщика тоже пожал плечами. Этот жилой комплекс был сдан еще в 2008 году, все было сделано по нормативам. У Гостройнадзора претензий не было. Жители якобы тоже не жаловались.
Со стороны кажется, в масштабах города – это мелочи. Фонари, которые стоят не там, где надо, дырявые трубы, которые не торопятся менять, небрежность, а иногда и халатность, подрядчиков и застройщиков. Но именно из таких деталей складывается комфорт и уют городской среды. В какой-то степени виноваты все, в том числе, мы вами, если не замечаем и проходим мимо таких досадных ошибок благоустройства Петербурга.