На этой неделе исполняется ровно год с того момента, как в Петербурге был зафиксирован первый случай заражения коронавирусом. Это был итальянский студент, который приехал на учебу по обмену в университет имени Мечникова. Студент перенес ковид в легкой форме и уехал к себе в Италию. Вирус остался в Петербурге всерьез и надолго. Репортаж Натальи Бандуриной.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Начало весны 2020, какие новости мы тогда обсуждали? Петербург в топ-3 лучших туристических столиц, температурный рекорд, и пока россиянам только советуют оставаться в стране во время отпуска. Но уже буквально в считанные дни все будет стремительно меняться: пандемия, закрытые границы и ковид среди нас всерьез и надолго».
Всех пациентов с подозрением на коронавирус везут сюда, в Боткинскую инфекционную больницу. И если в начале недели их 26, к концу уже – 44. Все вернулись из-за границы. В Москве уже есть пациент с подтвержденным диагнозом, в Петербурге он появился с опозданием в два дня. Студент-медик из Италии, Рикардо Пизатти.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Вот история болезни первого в Петербурге пациента, у которого подтвердился ковид-19. Личных данных мы не имеем право разглашать, кроме даты и времени поступления. 15:50, 2 марта 2020 года. Карта хранится в архиве больницы. Знал ли тогда врач, который заполнял карту, с чем ему и его коллегам придется столкнуться, чему противостоять?»
Антон Кузьмин,заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина, врач-реаниматолог: «Умирать пациентов меньше не стало, нагрузка, как была, так и остается. Антиковидная плазма, антивирусные препараты оказались малоэффективными. Поэтому мы стараемся просто поддержать организм в его борьбе».
2020-й для семьи Кобылецких должен был быть счастливым. Отец семейства заканчивал ремонт в новой квартире, 10 лет назад Вячеслав Иванович из Симферополя в Петербург перевез семью, супругу и младшего сына. Все это время жилье снимали, и вот долгожданное новоселье. Но вместо веселого застолья, были поминки. Ковид убил мужчину всего за 4 дня.
Мария Кобылецкая,вдова: «Мы до последнего не верили, что это ковид, а 9 мая приехала скорая. Мы думали, сделает КТ — и назад».
Проститься толком не дали, нельзя. Хоронили в закрытом гробу на специально отведенном участке кладбища для погибших от ковида под Петербургом.
За год от ковид в Петербурге погибли 11 248 человек. Это численность отдельно взятого населенного пункта. С болезнью сражались 371 005 человек, большая часть инфицированных с ней справилась — это 308 160 человек.
Считается, если пациент «попал на ИВЛ», то шансов у него практически нет. Если так, то Ирину Владимировну врачи вернули с того света. 13 дней она пролежала в коме на грани жизни и смерти. Но кто-то постоянно будто держал ее за руку и не давал уйти.
Ирина Прокофьева,житель Санкт-Петербурга: «Не то чтобы приходит сознание, но вижу какой-то мир. Были какие-то персонажи, которых знала, но тут у них была другая роль. Было ощущение опасности. Потом помню один раз кто-то ручками протер лицо и сказал: все хорошо».
Свой первый самостоятельно сделанный вдох уже не забудет никогда. Это был ее 2-й день рождения.
Она была первой пациенткой в Петербурге, которая выжила после ИВЛ. Вот так она выглядела в день своей выписки – осунувшаяся, изможденная. Сейчас продолжает заниматься своими любимыми восточными танцами. И все это и правда какое-то чудо. И подтверждение того, насколько вирус непредсказуем.
Ежедневно чудо происходит здесь, на отделении акушерства. Врачам приходится спасать не одну, а сразу две жизни. При том, что большинство препаратов беременным противопоказаны, а ухудшение состояния может произойти стремительно. И, несмотря на это, здесь за этот ковидный год родились 700 детей.
Александр Кучерявенко,заместитель главного врача Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина: «Это замечательно, когда мама узнает, что у нее родился ребенок спустя неделю, и таких случаев у меня лично раньше не было».
Перенести ковид – это не просто выписаться. Многие заново учатся ходить, дышать. Коронавирус нарушает работу центральной нервной системы. В специальных реабилитационных центрах в прямом смысле слова людей ставят на ноги. В специальных барокамерах насыщают организм кислородом.
Подобно больному, перенесшему коронавирус, восстанавливается и Петербург. Ограничения больно ударили по бизнесу, туризму. Это был год, когда вся жизнь города зависела от статистики заболеваемости. Мы привыкли все делать онлайн, при этом, не потеряв главного – чувства локтя.
Это был настоящий шторм, в котором, устояв в первую волну, готовились ко второй. Вот так в самый разгар пандемии врачи Боткинской больницы говорили о том, что они сделают, когда все закончится. Прошел год – о полной победе говорить еще рано, но за плечами уже не одно выигранное сражение.
Это был год единения и терпения, потерь и нового опыта, страха и преодоления. Пандемия меняла привычный уклад жизни и расширяла словарный запас. Мы протягивали руку помощи, нам помогали. Все самые лучшие и худшие качества в нас обострялись. Но главное, мы стали ценить жизнь. И тех, от кого она зависит.