Какие из них исчезли навсегда, а какие можно восстановить? Что движет энтузиастами, которые самостоятельно реставрируют исторические витражи, двери и парадные? И сколько это стоит? Репортаж Андрея Федорова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Следующую тему подсказала тревога жителей Коломяг. Они были очень обеспокоены тем, что на этой неделе произошел снос здания, расположенного по адресу Коломяжский проспект, 13. Здесь раньше располагался знаменитый Коломяжский ипподром. Это конец 19-го начала 20-го веков. Именно здесь, со стороны Коломяжской дороги, по проекту архитектора Бенуа были построены трибуны этого ипподрома. И с 1908 года ипподром использовался не только по своему прямому предназначению. Здесь устраивались показательные полеты первых авиаторов. Например, здесь наблюдали за первым публичным полетом француза Гюйо на моноплане. Ему удалось пролететь три круга над ипподромом. А весной 1910 г. при громадном стечении народа здесь происходили первые в России авиационные состязания, во время которых летали легенды и пионеры мировой авиации – летчики Моран, Винцерс, Эдмонд и русский — Попов. И вот, по мнению краеведов, это снесенное здание и было частью трибун этого ипподрома. И представляло историческую ценность. Но по решению нашего КГИОП, расшифровывается аббревиатура названия комитета как Комитет по охране, подчеркиваю – охране памятников, выдал заключение, цитирую, Номер 508-р. «Об отказе во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия Коломяжский ипподром (фрагмент трибун)». Пункт второй гласит: «Исключить объект из списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия». Конец цитаты.
Жуткий канцеляризм. В котором объект, на объекте, и один объект исключает из списка других объектов. Но если по-простому, по этой бумаге, исторической ценности там не обнаружили. Поэтому здание снесли. И теперь здесь будет новый жилой комплекс. Мы не спорим, наверное, действительно этот домик с башенкой исторической ценности не представляет. И это место обретет большую ценность, когда здесь появится новый жилой комплекс. И продолжим тему, как мы относимся к нашему наследию. Ведь удивительно, но все больше и больше людей начинают интересоваться этой темой. И не просто интересоваться, но и заниматься этим. Сохраняя свет погасшей звезды под названием «Блистательный имперский Петербург». И все больше простых петербуржцев, без участия чиновников из КГИОП, без государственных бюджетов и распоряжений, сами на свои деньги и по своей воли сохраняют историческое наследие своих домов, своих квартир и дворов. Вот рассказ лишь про некоторых из них. Смотрите репортаж Андрея Федорова».
Андрей Федоров,корреспондент: «Центральная часть Петербурга сейчас и 120 лет назад – это два совершенно разных города. Особенно хорошо видны различия, если сравнивать современные. И старые фотографии, например, такой была нынешняя Площадь Восстания».
Но есть люди, которые помогают нам представить, каким город был раньше. И прикоснуться к той части, что, после революции, словно Атлантида, осталась где-то далеко, в истории.
Юрий Забашта,инициатор группы по реставрации Английского клуба: «Зрелище было печальное. По сути, здесь было отхожее место, неприятные запахи, освещение отсутствовало, смотреть на это все было больно».
Еще была сбита почти вся лепнина, стены залиты масляной краской. Так в советские времена избавлялись от всего имперского. А здесь этого было много. Ведь напротив Петропавловской крепости стоит здание бывшего Английского собрания. В нем состояли Пушкин и Некрасов, Крылов и Кутузов. Теперь уже 4 года идет масштабная реставрация. Воссоздать интерьеры по старым фотографиям пытаются сами жильцы. Вложены миллионы, выполнено меньше 15 процентов.
Мария Галина,скульптор: «Все деньги, какие у нас появляются, все дают нам жильцы, поэтому работа, и работы такими темпами еще лет на 10. Если спонсора найдем, то за полгода можно привести парадную в полный порядок. Чтобы красиво все было».
Андрей Федоров,корреспондент: «Гражданам, а точнее уже товарищам, проживающим в просторе и комфорте, придется не только поделиться, но и потесниться, а то ишь, вздумали излишки жилой площади ныкать!».
Фразу в 1918-м произнес вождь революции, когда в стране ввели термин «уплотнение». Город дворцов тут же превратился в город коммуналок. А вместе с перепланировками исчезли и миллионы осколков нашей истории.
Избавиться от наслоения эпох уже несколько лет пытается владелец последней квартиры Григория Распутина – инженер по образованию и энтузиаст Дмитрий Филатов. Это раньше здесь была коммуналка, где жили 12 человек. Теперь восстановленное помещение, где и половицы скрипят, как 100 лет назад, и убранство, как при жизни «старца». Восстанавливают быт давно ушедших времен на средства от экскурсий, но, по большей части, за свой счет.
Дмитрий Филатов,владелец музейной части квартиры Григория Распутина: «Больших денег здесь, конечно, никаких не заработаешь, так же, как на любом музее, но удовольствие получаешь от общения с людьми, от соприкосновения с историей. Это, наверное, самое интересное. То, что перевешивает финансовую часть».
Не думали о деньгах и владельцы этой квартиры, когда в ходе ремонта, почти случайно, обнаружили уникальную деталь. Изразцовая печь пряталась под толстым слоем краски и штукатурки и терялась в коридоре коммунальной квартиры. Теперь – главная достопримечательность.
Татьяна Нутикова,житель Санкт-Петербурга: «Создает ощущение уюта и тепла, хочется дома быть. Представляете, собака лежит, гости, экран. Мы любим здесь собираться. Проводим теплые вечера. Она только радует».
И подобные примеры, когда люди сами стремятся вернуть историю, в Петербурге почти на каждом шагу. Просто, порой, мы их не замечаем. Здесь, например, воссоздали козырек начала 20-го века. На мостах появились керамические исторические таблички с названиями.
Андрей Федоров,корреспондент: «Прошел бум на металлические, возвращаемся к историческим. Входы в парадные – еще один способ вернуть городу прежний вид. И подобных примеров в Петербурге уже десятки».
И будет еще больше, судя по количеству заказов в одной из реставрационных мастерских. Где отмечают: такой активный интерес к истории начался примерно два года назад и только набирает обороты. Термин «евроремонт» постепенно выходит из моды, люди потянулись к классике.
Виктор Парунов,мастер по ремонту квартир: «Процитирую малую архитектурную энциклопедию. Дословно: «Окно и дверь есть элемент архитектуры, подчеркивающий стиль и создающий ритм». Что еще сюда можно добавить? И если вы вносите стеклопакет в этот ритм, то из симфонии Шостаковича получается «Ласковый май». И человек, который подключен к этому, он начинает это чувствовать и понимать, что стеклопакеты – это не есть хорошо».
Новую тенденцию эксперты связывают сразу с несколькими факторами. В Петербурге выросло поколение, которое небезразлично к истории. Но самое главное – происходят изменения в управлении городом. Инициативы теперь чаще идут снизу, от горожан.
Мария Элькина,архитектурный критик: «Я думаю, что это может быть началом большого этапа в развитии Петербурга. Если мы посмотрим на историю нашего города, такого участия горожан, именно демократического, по доброй воле. Не когда ты при советской власти, тебя принуждали быть героем, и ты был героем, а именно по доброй воле. Такого никогда не было. И это может быть очень плодотворно для города, если совпадет с рядом обстоятельств».
И таких энтузиастов в городе с каждым годом становится все больше. Своими руками они отмывают парадные, реставрируют витражи и камины, собирают по частичкам и осколкам облик имперского Петербурга. Того, что был задуман столицей и всегда поражал своей красотой.