О технологиях, которые применяются при прокладке тоннелей, сложностях, с которыми приходится сталкиваться инженерам, и «несбывшихся» станциях — репортаж Антона Цумана.
Полное название «Петровны» – щитовой проходческий комплекс. Его имя, во-первых, дань памяти основателю Петербурга — Петру Первому. Во-вторых, метростроевская традиция – давать проходческим щитам женские имена. Была, например, Виктория, которая проходила тоннель под Площадью Мужества. Была Надежда, проложившая путь к «Беговой». Теперь – «Петровна» проходит тоннель прямо под Мариинским театром.
Профессия Владимира Иванова — оператор проходческого комбайна, на языке метростроевцев она звучит просто – «пилот». Задача – провести машину точно по заданной траектории, но на глубине более 60 метров под землей. Для справки — это высота 2-х Ростральных колонн или шпиля Петропавловки. Отклонение даже на сантиметр недопустимо. Плюс, к «Петровне», как и к любой женщине, нужно найти подход.
Скорость «Петровны» – 8 метров в сутки. Но метростроевцы измеряют скорость не метрами, а кольцами. Ведь мало пройти тоннель, его еще нужно укрепить железобетонными кольцами из сегментов-тюбингов.
Сравнение с ящером неслучайно. Достаточно посмотреть на проходческий комбайн со стороны. Огромная пасть — так называемый ковш с резцами, медленно прогрызающий путь. Тело — тюбингоукладчик. Длинный хвост из вагонеток, вывозящих выбранную породу. Такие машины впервые появились в Ленинграде в 70-х. До этого вся проходка шла «врукопашную».
Ветеран метростроя вспоминает, технологии облегчили труд проходчиков процентов на 90. Но что самое главное — значительно ускорили строительство перегонов. Что говорить, если сегодня таким способом в Петербурге строят и тоннели эскалаторов, которые раньше проходились исключительно вручную.
Еще в 50-х годах метро представляли несколько другим. Например, Марсово поле должно было иметь свою станцию на «синей» линии, но в этом месте обнаружили русло древней Невы, метростроевцам пришлось уходить на глубину. И таких «несбывшихся» станций, по словам краеведа Михаила Крайнова, наберется на целую линию.
Сегодня на строительстве метро не экономят. Но вот один факт для сравнения. В Москве работает 23 проходческих комплекса, в Петербурге — один. В Москве открывается 18 станций в год, у нас 1 раз в несколько лет. Но как уверяют в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, Москву и Петербург сравнить невозможно. И дело не только в объемах финансирования или сложной геологии. Просто в Петербурге принято тщательно прорабатывать проектную документацию. И еще тщательнее ее согласовывать.
Именно поэтому главный принцип тех, кто работает под землей — не надо спешки. Спешить будут метропоезда, которые по плану должны будут начать движение по этим проложенным «Петровной» тоннелям уже через три года.
Метро в нашем городе существует уже 65 лет, количество его пассажиров насчитывает десятки миллионов в год. Поэтому проходка очередного тоннеля или закладка новой станции — не просто очередные городские стройки, а главы в летописи Петербурга. И прямо сейчас на глубине в 60 метров под землей пишется еще одна ее строчка. Со скоростью 8 колец в сутки.