Мусорная реформа, которая сейчас идет по всей стране, пока еще не дошла до Петербурга. По федеральному законодательству мы воспользовались правом отсрочки, она должна начаться с 1 июля 2021 года. А насколько мы готовы к ней? Как Петербургу не повторить ошибок других субъектов федерации? И будут ли на территории города мусоросжигательные заводы? Репортаж Антона Цумана.
Выбросить мусор – уже давно рутинная процедура. Собрал скопившиеся за день пластиковые бутылки, упаковки, бумагу – и вперед, до ближайшего ПУХТО — пункта утилизации хозяйственных твердых отходов, или, как привычнее, до мусорного бака. Вроде можно просто выкинуть и забыть, как это в большинстве случаев происходит. Но вот вопрос, а куда мой мусор пойдет дальше?
Средний вес одного только этого пакета, собранного за день, 1 килограмм. Соответственно, в год таких мешков накопится 365. больше 3-х центнеров только от одного жителя города. А если взять такой мегаполис, как Санкт-Петербург, с 5-миллионным населением, то в итоге получим цифру почти в 2 миллиона тонн отходов ежегодно. Из которых перерабатывается лишь 15%.
Вот одно из решений. Муниципальный округ Ульянка. Первый в городе перешел на систему раздельного сбора в рамках округа. Муниципальный депутат Павел Кудряшов рассказывает: такие желтые баки для сбора пластика установили по инициативе самих жителей. А всего в округе – 62 таких площадки. Пластик, из которых идет не на мусорный полигон, а сразу в переработку.
Анна Смирнова, координатор движения «Раздельный сбор» установила пункт приема вторсырья по собственной инициативе. Делится советом. Первый шаг — обратиться в управляющую компанию. Второй – сообща искать предприятие, которое согласится принять отходы в переработку. Как первый, так и второй шаг весьма непросты.
Пока беседуем с Анной, ее соседи как раз выходят выносить мусор. И первым делом уже отсортированный картон отправляется в положенный ему отсек.
Бумажные отходы уйдут на производства картона и упаковки, из пластика можно получить полимерную пленку. Во многих странах раздельный сбор уже не просто стандарт, а образ жизни. В Швеции, например, детей учат разделять мусор еще с детского сада. В Швейцарии закреплен на законодательном уровне, а в Японии разные виды мусора даже вывозятся каждый по своему расписанию.
По мнению экспертов, и Петербургу необходимо найти свой путь в переработке отходов. Пока их продолжают вывозить на полигоны в соседний регион. Последний полигон в черте Петербурга — Новоселки. Сейчас на рекультивации. А к 2023 году полигоны закроются и в Ленобласти. И не будет другого выхода, кроме переработки.
Для более крупных и хрупких опасных отходов по городу курсируют специальные экомобили, куда можно сдать, например, отработанные ртутные лампы, содержимое которых очень опасно. Скажем прямо, очередь к экомобилям не выстраивается. Но и порожних смен не бывает. Многие горожане приходят впервые.
А вот сюда, в цех переработки и поступает груз экомобилей, и содержимое экобоксов. Ежедневно сюда прибывают больше десятка таких автомобилей. А только за квартал тут принимают 10 тонн батареек и аккумуляторов. А так же около миллиона единиц ламп дневного света.
Лампы выкладываются в лоток и затем поток воздуха уносит их по длинной трубе в специальный прибор, вытягивающий вредные пары ртути.
Один выстрел — одна утилизированная лампа. И вот что получается в результате — очищенное битое стекло, которое после измельчения может применяться для подсыпки дорог. А этот черный порошок —продукт переработки использованных батареек.
То есть новая эпоха обращения с отходами в Петербурге уже на стадии своего начала. Есть и возможности и технологии и спрос. Но самое главное помнить, что настоящая мусорная реформа начинается не в кабинетах, а в наших домах. Когда каждый сам для себя принимает решение сделать город чище и лучше.