Пандемия и новый мир после нее – эту тему спешат осмыслить самые разные авторы, и, думаю, волна впереди.
К примеру, одиозный китайский художник Ай Вэйвэй смонтировал документальный фильм «КороНация». На материалах, тайно снятых в Ухане, очаге инфекции, он делает предельное высказывание – гуманизм как категория жизни – рухнул. Что с этим делать?
Знаете, у тибетских монахов есть притча об одном из великих учителей, учивших что мир – иллюзия. У него умер сын и один из учеников задал ему, как бы сейчас сказали, провокационный вопрос: «смерть вашего сына – что, и она – иллюзия?» Тот ответил: «конечно, но это – сверхиллюзия».
Искусство существовало в комфортной зоне, где все – равновероятные иллюзии. И тут – сверхиллюзия! Ей нужно найти место, дать какой-то ответ, сам Ай Вэйвэй – публиковал такие вот работы, из некрологов. Ответ может быть злым, эпатирующим, но должен быть! Ну или можно поступить иначе – спрятаться от негатива.
Я не думаю, что выставка Cosmodreams в Эрарте — такой вот эскапизм. Марина Федорова писала работы задолго до карантина, но в эти дни их общая интонация выглядит крайне благостно. Лирическая героиня ее картин, словно дух Алисы Селезневой из книг Кира Булычева о «девочке, с которой ничего случится» – в опрятном немнущемся космосе у нее лишь одна забота – подбирать платье в тон к небосводам далеких планет.
Ее работы хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и Русского музея. Марина Федорова — одна из самых перспективных художниц Санкт-Петербурга. Зритель знает и любит ее реалистичные картины, навеянные фэшн-индустрией и голливудскими фильмами. В новом проекте жизнь современного мегаполиса сменяют космические пространства. Три года работы, и художница вышла за пределы Земли.
Марина Федорова,художница: «Космос для меня – это как квинтэссенция чувства патриотизма за Россию, потому что наши достижения в космосе были самыми первыми, очень значимыми. То чувство гордости, которое охватывало людей в тот момент, было тоже потрясающим. Я как раз хотела, чтобы люди вспомнили об этом чувстве, потому что сейчас космос, он опять «летает» в воздухе, ощущение, что в предчувствии каких-то новых свершений, новых открытий космических, может быть, космического туризма».
В космосе героини, кажется, чувствуют себя как дома. Им даже не нужны скафандры. В работе «Космическая стирка» художница иронично обыграла образ Белоснежки, которая ждет космических гномов. А героиня этой картины уже обрела нового неземного друга. Такая она, встреча цивилизаций. А вот эта девушка опоздала на ракету. И теперь, вероятно, останется жить на Луне. На создание этой скульптуры ушло более полугода. В выставочном проекте не только серия живописных полотен и скульптур, но еще и разработана дополненная реальность.
Катерина Картузовакорреспондент: «Открываем специальное приложение, нажимаем старт, и картина буквально оживает на ваших глазах!»
Digital-арт – это расширение границ. Мобильное приложение и видеопроекция переносит из залов Эрарты в виртуальный музей художницы. Посетители на выставке должны были бы использовать специальные VR-очки, но из-за санитарных требований будут смотреть на экран своими глазами. Марина создала целое космическое пространство с ракетами, станциями и художественной галереей. Как тебе такое, Илон Маск?
Марина Федорова,художница: «Идея возникла, можно сказать, накануне пандемии, и все стало закрываться. Возможность посетить музей перестала существовать. Я разработала целый музей. Вплоть до комнат, расположения, где у нас вход. А потом создавать красивые истории, что этот музей находится на Луне, что какой-то случайный пролетающий исследователь космоса попадает и видит полуразрушенные скульптуры и понимает, что это остатки цивилизации. И совершенно случайно натыкается на вход в музей, где он погружается в культуру Земли».
Космический музей будет продолжать жить и после выставки в Эрарте, как и героини картин Марины. Их ждет большое будущее: выставка в Москве, а позже – освоение Азии. Вот так мечты становятся реальностью, какими космическими бы они ни были.