В эти дни – уже традиционно – у нас вспоминают выдающегося композитора Андрея Петрова. 2 сентября исполнилось 90 лет со дня его рождения. В честь этой круглой даты на официальном сайте фонда Андрея Петрова готовятся создать 3D-модель его рабочего кабинета, и там же разместить редкие фотографии, рукописи, афиши.
По счастью, «потомков ропот восхищенный блаженный славы Парфенон» применительно к Андрею Петрову воплотился все же не в некрополь, а стал продолжением его дел. Это, прежде всего, Всероссийский фестиваль, в рамках которого по всей стране пройдут концерты. А также, что еще важнее, поскольку является развитием его идей – открытый конкурс композиторов его имени, на который в этом году было прислано более 300 заявок из России, Европы и США.
Композитора, соединившего в своей жизни легкий и академический жанры, вспоминал Павел Богданов, побывавший на посвященном Андрею Петрову концерте с ироничным заглавием «Все в сад!».
Мы узнаем эти мелодии не то, что с трех, а с первой ноты. Наверное, на всем постсоветском пространстве нет ни одного человека, который бы не слышал музыки Андрея Петрова. Потому неудивительно, что в этот теплый осенний вечер вспомнить Андрея Павловича собрались такие разные люди.
Уютный загородный дом композитора на один день стал съемочной площадкой. Но та самая искренность, которая отличала Андрея Петрова в жизни, не потерялась и под прицелом телекамер. Он сам не терпел формальностей и никогда не был «застегнутым» на все пуговицы. За одним столом друзья и родственники Андрея Павловича. А в центре его жена — Наталия Ефимовна. Действительно это для нас он — популярный композитор, общественный деятель. Я для них, для семьи, прежде всего, любящий муж, дедушка, отец.
У Петрова большая семья. И почти вся она связана с музыкой. Вот лишь два ярких примера. Внучка Манана — популярная певица и актриса, дочь — Ольга — композитор.
У каждого из многочисленных гостей в этот вечер своя история знакомства с Андреем Петровым. И вот удивительно. При том, что он был поглощен музыкой без остатка, двумя ногами всегда стоял на земле, умея приходить на помощь, когда это было по-настоящему нужно.
Андрей Петров написал музыку к двум десяткам фильмов Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Каждый — в «золотой коллекции» советского кинематографа. Именитые режиссеры в шутку даже просили писать для коллег музыку похуже. Но оставаясь предельно востребованным, он был очень разносторонним композитором. Десятки произведений для симфонического оркестра, музыка к спектаклям, опера «Петр Первый» и даже балет «Сотворение мира». Это всего его произведения.
Композитор умел рвать шаблоны и выходить за привычные жанровые рамки. Но иногда на помощь приходила та самая ирония судьбы. Ведь даже самую популярную песню о Москве, написал тоже он — стопроцентный ленинградец — Андрей Петров.